Премьера пьесы Ионеско «Урок» в театре А. Сотника

«Никто не говорил мне, что на вкус беда так подобна страху» (К.С. Льюис)

9 февраля на сцене конференц-зала областной научной библиотеки им. В.Г. Белинского состоялась первая премьера 2019 года из репертуара Калужского Экспериментального театра под руководством Анатолия Сотника. Зрители имели возможность посмотреть пьесу Эжена Ионеско «Урок» в жанре так называемого «театра абсурда». Встречу с творческим коллективом организовали сотрудники КОНБ.

0

Режиссер  Анатолий Сотник не впервые воплощает в жизнь такое довольно сложное, но по его словам, очень интересное направление в театральной деятельности, как «драма абсурда». Однако, бессмыслицей данную постановку назвать нельзя. Если рассматривать сюжет как жизненную ситуацию, где герои — реальные люди — то впечатление жуткое и впечатление именно абсурда (в финале жизнь у ученицы  отнимает до конца запутавшийся учитель. Какова мораль? – Абсурд!!!) Но… Если герои спектакля не люди? Если это образы? Образы известных социальных явлений? Например, учитель (актер С. Чебаксаров) — это образовательная система ( все учителя и преподаватели, как некое целое, обобщенное в один образ). Ученица (актриса Е. Чебаксарова) — образ молодого поколения с амбициями, имеющее своё представление о жизни и мире. Служанка (актриса И. Сулимова) , которая вмешивается и руководит  учителем — чиновники . Если смотреть на постановку так, то сюжет — не абсурд, а рассказ о том, как современное автору образование, которое обслуживает цели политиков,  калечит, и, в  конечном итоге,   убивает молодое поколение…

2

По тонкости мизансцен спектакль у артистов получился достаточно необычным (согласно жанру). Этому способствуют совершенно неожиданные ходы действий, и, конечно, музыка, удачно вписывающаяся в течение отдельных эпизодов и вызывающая соответствующие эмоции у зрителей. Но тот факт, что спектакль относится к категории театра абсурда, всё же зрителями, в основной своей массе воспринят не был. Так, во всяком случае, показалось. Настолько всё необычно, точнее сказать, не в классическом виде. Возмущение одних и недоумение других соседствовали с интересом третьих  и задумчивостью четвёртых. Кто прав? – Сказать трудно…

3

Напоминаем: Ионеско Эжен — французский драматург, один из основателей модернистского «театра абсурда». Член Французской академии, румын по происхождению.  Считается, что именно с его «подачи» в драматургии и на сцене запускается механизм абсурдов, в гротескных фарсах и аллегориях пародирующий алогизм языковых штампов и автоматизм трафаретного мещанского мышления. Таким образом писатель выворачивает наизнанку обычные житейские ситуации, придаёт им буффонадно — нелепый вид.

4

PS. Надеемся, что у наших зрителей после просмотра спектакля появилось желание прочитать книгу. Уж очень актуальна сейчас тема, затронутая в постановке. Тем более, что режиссерское прочтение Э. Ионеско ее развернуло шире и многое было подано иначе, чем в оригинале. А с пьесой можно ознакомиться в КОНБ им. В.Г. Белинского. Ждем!