Премьера Экспериментального театра

«И познаете Истину, и Истина сделает вас свободными»

Библия. Иоан. 8:32

30 сентября на сцене конференц-зала областной научной библиотеки им. В.Г. Белинского Экспериментальный театр под руководством Анатолия Сотника представил на суд зрителей свою премьерную работу «Что есть Истина?». Основой для постановки послужил разговор Иисуса Христа и Понтия Пилата из романа Ч. Айтматова «Плаха».

Ответ на вопрос «что есть истина?» всегда был не из легких. Этому вопросу посвящены тысячи книг и статей. На него стремились дать исчерпывающий ответ и, в первую очередь для самих себя, много великих философов, историков и аналитиков. Ведь он напрямую связан с осознанием цели, а также смысла собственной жизни. Но, похоже, не всегда люди находят правильный ответ на этот вопрос.

1

И вот на сцене – два главных героя. Один – грубый, большеголовый, громоздкий  (совсем как у Ч. Айтматова), гордый, уверенный в своем достоинстве  и всесилии, символизирующий собой карающую силу и власть (актер Николай Николаев). Второй – измученный человек, смиренный скиталец, одетый, буквально, в рубище (актер Геннадий Тимошин). Римский прокуратор  сильно не в духе, он очень раздражен, нервно двигается по сцене. Из зала доносятся гневные крики и шум толпы: «Он называет себя царем вместо кесаря!», «Он возмущает народ!», «Распни его!».  Назарянин слышит угрозы в свой адрес, но на все лжесвидетельства не отвечает ни слова. Кажется, что тяжелые валы гнева, поднимающиеся все выше и выше, подобно волнам разбушевавшегося океана, ударяются о него, но не вредят ему. Он стоит молча, но это молчание  очень красноречиво. Его облик и поведение свидетельствуют об абсолютной невиновности.

2

Нисколько не отступая от авторского текста, на сцене идет спор Понтия Пилата с Иисусом Христом, из которого зрители понимают, каков человек и какова власть. Одни люди – их немного – имеют дворцы,  богатство, другие  – их огромное большинство — создают своим трудом все блага, но сами бескровны, живут впроголодь, они гонимы.  Народ для прокуратора Иудеи – ничтожный сброд, к которому он  испытывает  отвращение. Для него нет ничего выше власти Рима. А это означает, что кесарь и есть Бог, а Бог — это кесарь. Те, кто имеют силу — имеют власть, они — господа, а те, кто бессильны – рабы. Этот порядок – извечен, так было, так  есть и так будет. Прокуратор говорит, что у него «плохая должность», но это не оправдание, ведь не должность определяет поступки человека, а его моральные качества.

Суть учения айтматовского Назарянина  в том, чтобы « возвести человека на престол призвания его — призвания к добру и красоте» путём провозглашения царства справедливости». «Да, — отвечает он Пилату, — если все люди захотят жить во Христе и высокой праведности, то может случиться, что они до такой степени усовершенствуют свой дух, что тогда появится такой мир, в котором власть и блага будут справедливо распределяться между людьми,  и в котором, следовательно, не будет ни гонителей, ни гонимых». Кроме того, Назарянин  пытается объяснить Понтию Пилату неправедность его жизни, в которой нет места чистой совести и свободе.

В ходе диалога Пилат трижды предлагает Иисусу отречься от своего учения, тем самым спасти себя от гибели, но трижды слышит отказ: «Мне не от чего отказываться, правитель…». Перед лицом грозящей  мучительной смерти на кресте, Иисус остаётся верен идеям Нового Царства и Свободы,  веря, что «…смерть бессильна перед духом». Необыкновенная уверенность осужденного в своей правоте лишает Пилата собственной  уверенности. В душе римского прокуратора начинается борьба двух «Я» — жестокого прокуратора и человека. Услышав отказ Иисуса отречься от своего учения, Пилат говорит: «Напрасно!». Хотя и не совсем уверенно. Зрителю понятно, что в душе римский правитель дрогнул.  Он поражён силой духа арестанта, его свободой, то есть тем, чего лишён сам.  Он отдает приказ о страшной казни праведника, а сам в смятении и страхе, обхватив голову руками, шатаясь, удаляется со сцены.

Хочется надеяться, что зрители не остались равнодушными, посмотрев эту премьеру.  Режиссер Анатолий Сотник в который раз дает  возможность думающей личности поразмышлять: человек, кто ты есть? Что есть истина и как ее познать? Где найти гармонию в жизни человека, как оценить человеческое поведение?  Не случайно гениальный  Ф.М. Достоевский писал: «Человек есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»…

Библейская история Иисуса Христа и Понтия Пилата, как величайшая человеческая трагедия во всемирной истории, в силу своего общечеловеческого и нравственного содержания приобретает в наше время актуальность в аспекте вечного противоборства добра и зла в самом широком понимании этих категорий.

3