Пьетро Метастазио

Мы хотим познакомить наших читателей с еще одним изданием, которое недавно поступило в фонд музыкального отдела. В 2018 году в Московском издательстве «Аграф» вышла книга одного из ведущих французских специалистов в области барочной музыки Оливье Рувьера «Пьетро Метастазио». Можно с большой долей вероятности предположить, многим российским меломанам имя Метастазио неизвестно. А, между прочим, он является тем, без кого немыслима опера, одним из величайших либреттистов в истории этого жанра. Выдающиеся заслуги Метастазио признавали даже те, кто критиковал его творчество.
Книг о музыкальном театре XVIII века, об оперных композиторах, певцах, режиссерах на русском языке довольно много. Но книг о великих либреттистах практически нет. Своим трудом Оливье Рувьер восполнил этот пробел. 

0Пьетро Метастазио (настоящая фамилия Трапасси) появился на свет 13 января 1698 года в Риме, в семье бедного ремесленника.  Поэзией мальчик увлекся в раннем детстве и уже к 10 годам добился изрядных успехов в искусстве импровизации. А первый настоящий взрослый успех пришел к нему в 1724 году, после постановки «Покинутой Дидоны», написанной специально для возлюбленной поэта, певицы Марианны Романини. Либретто имело редкий успех и прославило своего автора.
В 1729 году Метастазио приехал в Вену. Здесь ему было суждено прожить более полувека — вплоть до конца жизни в 1782 году.  Все это время он непрестанно создавал новые либретто, большинство из которых сразу признавались шедеврами: тексты для опер, ораторий и кантат (последние принадлежат к лучшим образцам его лирики).
Всего за 84 года своей жизни Метастазио написал несколько десятков либретто: «Александр в Индии», «Олимпиада», «Милосердие Тита», «Антигон», «Царь-пастух», «Катон в Утике» и др. Все они обрели европейскую славу. Сочинения на его тексты писали такие композиторы, как Вивальди, Гендель, Глюк, Моцарт, Сальери, Галуппи, Кальдара, Мейербер и т. д. Некоторые драмы Метастазио положены на музыку разными композиторами 70—80 раз.

Этому замечательному мастеру слова и посвящается книга Рувьера, которую мы представляем вам сегодня. Она является самым подробным исследованием жизни и творчества итальянского и австрийского либреттиста и заметно обогащает наши представления о том, как устроено оперное либретто XVIII века вообще, и музыкальные драмы Метастазио в частности. В издании дается также краткое содержание основных либретто поэта, что, несомненно, делает монографию еще более интересной и ценной.
Без оперы никакой очерк о культуре XVIII века не будет полным, а без Метастазио сильно обеднеет история театра и литературы его времени. Познакомиться с этим исследованиям полезно не только музыкантам и всем, кто неравнодушен к барочной опере, но и филологам и театроведам.
 

В.А. Моцарт.
Ария Секста из оперы «Милосердие Тита»,
написанной на либретто П. Метастазио.