П.И. Чайковский. «Детский альбом».

1

Мы продолжаем знакомство с жизнью и творчеством Петра Ильича Чайковского, чье 180-летие отмечается весной 2020 г. На этот раз речь пойдет об одном из самых известных, самых популярных сочинений композитора – «Детском альбоме». Вряд ли найдется хотя бы один пианист, который не исполнял пьесы из названного цикла, еще учась в музыкальной школе.
Идея «Детского альбома» возникла у композитора в селе Каменка, на Украине, где с семьей в имении своего супруга жила сестра Петра Ильича Александра Ильинична, та самая Сашенька, которая помогала 4-летнему брату сочинять его первую пьесу. 

В 1877 г. Чайковский вновь приехал в Каменку. И каждый день он, сидя на веранде, слушает, как в отведенные для занятий часы его маленький племянник терзает гаммы и этюды. Пожалевший малыша композитор решил написать цикл легких фортепианных пьес. Своему другу Надежде Филаретовне фон Мекк он сообщает в апреле 1878 г.: «Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата».
В том же 1878 г. «Детский альбом» с посвящением племеннику Володе Давыдову вышел из печати. А своему зятю, отцу Володи, Льву Давыдову Чайковский писал: «Скажи Бобику (домашнее прозвище Володи), что напечатаны ноты с картиночками, что ноты эти сочинил дядя Петя и что на них написано: Посвящается Володе Давыдову. Он, глупенький, и не поймет, что значит посвящается! А Бобику, хоть ради его неподражаемой, прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, можно целые симфонии посвящать».
Если мы посмотрим, как расположены пьесы в «Детском альбоме», то наверняка увидим, что это ничто иное, как день ребенка, вернее, распорядок дня. Сначала утро, которое начинается с зимнего пейзажа за окном, утренней молитвы и мамы, которая пришла поздороваться со своим малышом. Утру соответствуют пьесы «Утренняя молитва», «Зимнее утро» и «Мама».

Зимнее утро

Следующий своеобразный миницикл посвящен детским играм: для мальчиков – это лошадки, солдатики; для девочек – конечно, куклы. Вот названия этих пьес: «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Болезнь куклы», «Похороны куклы».

Марш деревянных солдатиков

А затем идут танцы. Их в «Детском альбоме» три: «Вальс», «Полька», «Мазурка».

Мазурка

Естественно, что у каждого дворянского ребенка были гувернеры и домашние учителя. Уроки немецкого, французского, английского, уроки танцевания (не путать с танцами!), уроки истории и географии. Именно занятия географией и символизируют следующие пьесы «Детского альбома». Это своеобразные путешествия. Вот поездки по России («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»).

Камаринская

А затем – продолжение путешествий, за границу. Когда слушаешь эти пьесы, не перестаешь удивляться, как удалось истинно русскому композитору так замечательно в музыке передать национальный характер и колорит другого народа. («Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка»).

Неаполитанская песенка

Но вот и завершен день, наступает вечер… Пришла к своему маленькому воспитаннику старая няня, рассказала вечернюю сказку, где и баба-Яга, и другие герои народных сказок. Пора спать. И звучат пьесы, которые так и называются: «Нянина сказка», «Баба-Яга», «Сладкая греза».

Баба-Яга

Мы уже говорили, что в «Детском альбоме» отражен день ребенка. Но это на первый взгляд, это – на поверхности. А если внимательнее присмотреться, мы увидим второй «сюжет»: он символизирует жизненный путь человека. Наверное, поэтому цикл и не завершается «Сладкой грезой», есть и продолжение.
Название «Песня жаворонка» говорит о том, что снова наступило утро и уже не зимнее, а весеннее. Эта пьеса символизирует утро жизни, заключительный номер цикла – «В церкви» – ее вечер. А идея нерасторжимости жизни и смерти выражена в предпоследней пьесе «Детского альбома» «Шарманщик поет».

Шарманщик поет