Литературная культура складывается не только из текстов, но и из личностей, из запутанного рисунка отношений, конфликтов, союзов и противостояний.
Фигура Александра Александровича Фадеева — одна из самых противоречивых в истории советской литературы.
«Нашего народа не сломит никто! Да разве есть другой такой народ на свете? У кого душа такая хорошая? Кто столько вынести может?..»
А.А. Фадеев «Молодая гвардия»
Его имя в 30–80-е гг. прошлого века было у всех на слуху. Знаменитый писатель, военный корреспондент, член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР, вице-президент Всемирного совета мира, руководитель Союза писателей СССР… Его именем названы школы, улицы, проспекты, библиотеки, теплоходы. Есть литературная премия имени А. Фадеева (2002).
Каким писателем и каким человеком был автор «Разгрома» и «Молодой гвардии»? В девять лет — хрупкий мальчик («много читает и никогда не играет» — из воспоминаний А. Колесниковой); в семнадцать лет — член партии большевиков, в девятнадцать — комбриг, в тридцать три — секретарь, в сорок пять — генеральный секретарь Союза советских писателей? Анна Ахматова на этот вопрос в апреле 1956-го, за месяц до фадеевского выстрела, надписав книгу переводов из корейской поэзии, ответила так: «большому писателю и доброму человеку».
На небосклоне советской литературы в течение двух десятилетий жизни А. Фадеев оставался в созвездии «живых классиков». Никакие идейные перемены, никакая оттепель это положение не разрушили. Да и после этого более чем три десятилетия издавались и переиздавались не только его сочинения и собрания сочинений, но и труды о нем: только лишь монография В. Озерова переиздавалась четыре раза.
А. Фадеев и его творчество сегодня – не только предмет или объект литературной истории, они еще и сами трактовка и оценка этой истории, свой, особый взгляд на нее. Благодаря масштабности фигуры писателя, его жизнь и судьба сфокусировали на себе многие большие и малые противоречия времени, в которое разворачивалась его деятельность. Неслучайно, К. Чуковский напишет: «Мне очень жаль милого Александра Александровича, в нем под всеми наслоениями – чувствовался русский самородок, большой человек, но Боже, что это были за наслоения! Весь страшный бюрократизм сталинской эпохи, вся ее растленность и казенность находили в нем свое послушное орудие. Он – по существу добрый, человечный, любящий литературу «до слез умиления», должен был вести весь литературный корабль самым гибельным и позорным путем <…> . Отсюда и зигзаги его поведения, отсюда его замученная СОВЕСТЬ в последние годы…».
А Борис Пастернак в статье «Люди и положения» так напишет о Цветаевой, Маяковском и Фадееве: «Но все они мучились, мучились неописуемо, мучились в той степени, когда чувство тоски является уже душевной болезнью. И помимо их таланта и светлой памяти участливо склонимся также перед их страданиями».
Уважаемые читатели! К 120-летию со дня рождения советского писателя, журналиста и общественного деятеля, специалистами универсального читального зала подготовлена книжная выставка «Александр Фадеев. Судьба писателя», которая располагается на 3-ем этаже областной научной библиотеки. Она включает в себя материал по истории советской литературы в целом, а также издания, раскрывающие личность, жизнь, деятельность, творчество и историю создания некоторых произведений Александра Александровича Фадеева. Познакомившись с этими книгами, вы лучше сможете понять слова Сергея Шаргунова: «Разглядев Фадеева, можно увидеть то время».