Между восторгом и ужасом жизни

К 200-летию со дня рождения французского поэта Шарля Бодлера

Обзор посвящен жизни и творчеству Шарля Пьера Бодлера — французского поэта, критика, эссеиста и переводчика; основоположника декаданса и символизма, повлиявшего на развитие всей последовавшей европейской поэзии. Шарль Бодлер является ярчайшей фигурой французской литературы.

Бодлер родился в Париже 9 апреля 1821 года. В шестилетнем возрасте мальчик потерял отца. Год спустя мать Шарля вышла замуж за военного. Отношения с отчимом у мальчика не сложились. Второй брак матери навсегда лишил Бодлера душевного равновесия, и его характер сформировался под воздействием классического Эдипова комплекса, отчасти объясняющего его шокирующие общество поступки.

Учился Бодлер весьма небрежно и был изгнан из лицея Людовика Великого за мелкий проступок. но все же поступил в 1840 в Национальную школу Хартий, где появлялся лишь время от времени. Куда больше привлекала его студенческая жизнь Латинского квартала: именно в эти годы он наделал долгов, пристрастился к наркотикам и заразился сифилисом, который через 25 лет станет причиной его смерти.

Основные произведения Бодлера были написаны после поражения буржуазной революции 1848 года, когда вера в общественно-политические идеалы была подорвана. Бодлер рисует картину уродливой и порочной современной жизни.

Одним из самых известных стихотворных сборников Бодлера является сборник под названием «Цветы зла». За первую публикацию этого сборника Бодлер был оштрафован, так как в сборнике были произведения, которые нарушали общепринятые нормы морали, шесть наиболее непристойных произведений Бодлеру пришлось исключить из этого сборника.

Baudelaire, Charles. Les Fleurs du mal. – Edition J’ai lu, 1991. – 202 c.

Для понимания «Цветов Зла» чрезвычайно важна бодлеровская концепция универсального зла. Зло универсально в том смысле, что присутствует не только в окружающем человека мире, в уродствах социального бытия, в стихийных силах природы, но и в самом человеке. Однако это не значит, что человек однозначно зол. В нем воплощены оба противоположных начала, он мечется между добром и злом. В стихотворении, открывающем сборник («Вступление»), Бодлер говорит, что, сознавая свою причастность к пороку, злу, он страдает, ему не дают покоя угрызения совести. В бесконечно емкое понятие «зло» у Бодлера входит и страдание, причиняемое индивиду проявлениями зла вне человека и в нем самом. Этот аспект смысла заключен в названии сборника: «Les fleurs du Mal». Mal по-французски – не только зло, но и боль, болезнь, страдание, и этот оттенок значения слова Бодлер обыгрывает в посвящении книги своему другу Т. Готье: «…посвящаю эти болезненные цветы…» .

Характерно, что Бодлер не обличает человека, а сострадает ему, потому что и сам он человек, отмеченный той же двойственностью. Свои стихи он обращает к тому, кого называет «лицемерный читатель, мой брат, мой двойник».

Бодлер Ш. Цветы зла: стихотворения/перевод с французского. – М.: Летопись, 1998. – 291 с.

«Он «жил во зле, добро любя», и, наконец, погиб, оставив Франции свои мрачные, ядовитые, звучащие холодным отчаянием стихи, за которые при жизни его называли безумным, а по смерти назвали поэтом и позабыли…» Горький М., Поль Верлен и Декаденты / Собрание сочинений в 30-ти томах, Том 23, М., «Государственное издательство художественной литературы», 1953 г., с. 128-129.