Сказка и жизнь

К 245-летию со дня рождения немецкого писателя Э.-Т.-А. Гофмана в отделе иностранной литературы открылась выставка «Сказка и жизнь».

Эрнст Теодор Вильгельм Гофман — немецкий писатель-романтик, композитор, художник и юрист. Свое имя Гофман сменил уже в зрелом возрасте, добавив к нему, Амадей в честь Моцарта — композитора, перед творчеством которого преклонялся.

Хотя бы раз в году, точнее – в конце года, об Эрнсте Теодоре Амадее Гофмане, так или иначе, вспоминают все. Трудно представить себе Новогодние и Рождественские праздники без самых разнообразных постановок «Щелкунчика» – от классического балета до шоу на льду. Основная жизненная трагедия Гофмана совершенно не нова для творческой личности. Это был вечный конфликт между желанием и возможностью, миром мечты и пошлостью реальности, между тем, что должно быть и тем, что есть.

В своих сказках Гофман сталкивал самую что ни на есть узнаваемую реальность с самой, что ни на есть, невероятной фантазией. В результате сказка становилась жизнью, а жизнь становилась сказкой. Мир Гофмана — это красочный карнавал, где за маской скрывается маска, где продавщица яблок может оказаться ведьмой, архивариус Линдгорст — могущественным Саламандром, правителем Атлантиды («Золотой горшок»), канонисса из приюта благородных девиц — феей («Крошка Цахес…»), Перегринус Тик — королем Секакисом, а его друг Пепуш — чертополохом Цехеритом («Повелитель блох»). Почти у всех персонажей есть двойное дно, они существуют как бы в двух мирах одновременно. В них говорится о том, что жизнь поделена на два мира. Один из них видят все, а второй — доступен только тем, у кого есть открытое доброе сердце, живое воображение и творческие наклонности. Персонажи Гофмана часто изображаются неуклюжими, непривлекательными в одном мире, а во втором они преображаются в прекрасных личностей и даже животных.

Первой сказкой Гофмана стала сказка Золотой горшок. Уже по ней стало ясно, что писатель из обыкновенной обыденной жизни способен создать сказочное чудо.

Как и все романтики того времени, Гофман увлекается всем мистическим, всем, что обычно случается по ночам. Одним из лучших произведений стал Песочный человек. В продолжение темы оживания механизмов автор создал настоящий шедевр — сказку Щелкунчик и мышиный король (некоторые источники называют её также Щелкунчик и крысиный король).

«Щелкунчик и Мышиный король»

В сочельник Фриц и Мари  получают от родителей множество подарков: кукол, игрушечных гусар, деревянного коня, крошечную посуду, книжки с картинками. Крестный Дроссельмейер преподносит им миниатюрный замок с золотыми башнями, по залам которого передвигаются дамы и кавалеры. Чуть позже происходит знакомство детей с ещё одной игрушкой — маленьким уродливым человечком по имени Щелкунчик, умеющим разгрызать твёрдые орехи. Перед сном Мари задерживается возле шкафа, в который на ночь были убраны подарки, и оказывается свидетельницей битвы. Её ведут семиголовый Мышиный король, выбравшийся из-под пола со своим войском, и армия оживших кукол, возглавляемая Щелкунчиком. Девочка стремится защитить маленького человечка, однако чувствует боль в руке и падает на пол. Очнувшись в своей постели, она пытается поведать матери и доктору о ночном сражении, но те считают её повествование отголосками былой горячки. Навестивший Мари крёстный приносит отремонтированного Щелкунчика и рассказывает, что некогда тот был племянником Дроссельмейера, юношей добрым и благородным. В крохотного уродца он превратился по воле королевы Мышильды. Щелкунчик может вернуть прежний облик, но для этого нужно, чтобы он победил Мышиного короля, а его самого полюбила Прекрасная Дама. Ею становится Мари, которая, получив от Щелкунчика трофеи поверженного Мышиного короля и совершив с маленьким человечком путешествие в волшебную страну, влюбляется в неказистого героя. Родители не верят её воспоминаниям о приключениях и просят забыть эту невероятную историю, однако девочка постоянно думает о Щелкунчике. В финале сказки в доме Штальбаумов появляется молодой человек — племянник Дроссельмейера, который признаётся, что «перестал быть жалким Щелкунчиком». Мари становится его невестой, и на их свадьбе танцуют двадцать две тысячи нарядных кукол.

«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Цахес — полнейшее бездарное ничтожество, лишенный даже внят­ней членораздельной речи, но с непомерно раздутым, чванливым самолюбием, отвратительно уродливый внешне. В силу магического дара феи Розабельверде он выглядит в глазах окружающих не только статным красавцем, но и человеком, наделенным выдающимися талантами, светлым и ясным умом. В короткое время Цахес делает блестящую административную карьеру: не за­кончив еще курса юридических наук в университете, он становится важным чиновником и, наконец, всевластным первым министром в княжестве. Такая карьера возможна лишь благодаря тому, что Цахес присваивает чужие труды и таланты — таинст­венная сила трех золотых волосков заставляет ослепленных лю­дей приписывать ему все значительное и талантливое, совершае­мое другими. Уродливый выскочка преуспевает и в глазах преле­стной Кандиды, которая, поддавшись колдовскому дурману, вопреки своей действительной склонности к любящему ее Баль­тазару, соглашается стать невестой Цахеса.

Народ насмехается над отвратительным уродцем, облик которого наконец предстал перед ним в своем подлинном виде. Гротескна в рамках сказоч­ного плана новеллы гибель Цахеса, утонувшего в серебряном ночном горшке (бесценный подарок са­мого князя), спасаясь от бушующей толпы.

«Крошка Цахес» завершается счастливым финалом — сочетанием любящей пары, Бальтазара и Кандиды.

Ис­тория приобретает сказочный характер и, как и подобает сказке, заканчивается счастливо. Однако фантастические персонажи подаются явно иронически: вспомним хотя бы сцену поединка феи и волшебника, происходящего во время вполне обыкновенного светского кофепития. Подобное изо­бражение традиционных сказочных персонажей подчерки­вает иллюзорность благополучного разрешения конфликта.

«Повелитель блох»

На грани сна и реальности происходят события в сказке. Начинаются они в чудесный рождественский вечер, когда господин Перегринус Тис, скромный и тихий человек 36-ти лет от роду, невольно оказывается втянутым в удивительные, сверхъестественные приключения. Действие развивается столь стремительно, что герой сказки, а вместе с ним и читатель, не всегда успевают понять, что происходит на самом деле, а что является лишь смутным воспоминанием или игрой воображения. Каждую рождественскую ночь Тис устраивает себе праздник. Предварительно скупив массу сладостей и игрушек, он, воображая себя маленьким мальчиком, наслаждается подарками, а затем раздаёт их детям бедняков. В одну из таких ночей Перегринус встречает таинственную незнакомку, которая признаётся ему в любви и требует вернуть ей таинственного узника, якобы спасшегося у Тиса. Оказывается, что, сам того не зная, Тис дал приют повелителю блох, который до этого был пленником мистического двойника голландского естествоиспытателя Левенгука. Незнакомка, представляющаяся как Дертье Эльвердинк, является в оккультном плане принцессой Гамахеей из Фамагусты, коварно убитой принцем пиявок и спасённой общими усилиями повелителя блох, профессора ван Левенгука, гения Тетеля и Чертополоха Цехерита. Каждый из этих персонажей претендует на обладание прекрасной принцессой. В реальной жизни каждый из участников этой коллизии выступает в качестве человека из мира обыденности. В результате многочисленных приключений Перегринус Тис обретает знание о себе самом как мистическом короле Секакисе, владеющем могущественным талисманом. Он находит и своё личное счастье с девушкой из бедной семьи честного переплётчика, которому он помогал долгое время, даря его детям роскошные подарки на праздники, а его друг Пепуш, или же Чертополох Цехерит, женится на прекрасной Гамахее. В ту же ночь они превращаются в чертополох и тюльпан, нежно обнявшие друг друга.