«Химик по профессии, музыкант по призванию»

«Такие люди рождаются раз в сотню лет», – можно с уверенностью сказать об Александре Порфирьевиче Бородине, которому 12 ноября исполняется 190 лет. Круг его интересов, знаний и умений настолько велик, что становится очевидно: это не простой человек, это истинный гений.

История рождения Александра Порфирьевича необычна для современных реалий, однако в XIX веке подобные случаи встречались сплошь и рядом. Его отец, 62-летний грузинский князь Лука Степанович Гедианов (Гедеванишвили), вступил во внебрачную связь с 20-летней Авдотьей Константиновной Антоновой, дочерью военного. Рожденного 12 ноября 1833 года мальчика князь назвал Александром и записал сыном своего камердинера, Порфирия Бородина. Чуть позже Лука Степанович устроил брак Авдотьи с военным врачом Х. Клейнеке, чтобы упрочить ее положение в обществе. В детстве Александру было настрого наказано называть Авдотью тетей при посторонних, ведь мальчика представляли всем как ее племянника. Однако любовь, которую дарила Дуняша сыну, была поистине материнской.

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, брал уроки английского и латыни (по-французски и по-немецки уже в юности говорил свободно), научился играть на флейте, фортепиано и виолончели.Летом 1850 года молодой человек отлично сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой Санкт-Петербургской гимназии, а в сентябре поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию (ИМХА). В академии Александр проявил себя очень талантливым студентом, а его наставником стал знаменитый химик Николай Зинин, который считал, что занятия музыкой мешают его подопечному. «Господин Бородин, поменьше занимайтесь романсами; на вас я возлагаю все свои надежды, чтобы приготовить заместителя своего, а вы думаете о музыке», — не раз слышал Александр Порфирьевич от своего учителя. Но бросить музыку было выше его сил.

 В 1857 году Бородин выдержал экзамен на степень доктора медицины, а в марте 1858 в Санкт-Петербурге защитил диссертацию  с темой на стыке химии и медицины, с 1859 года  читал студентам ИМХА лекции по химии, в 1862-м получил звание профессора. И продолжал сочинять музыку, в том числе и романсы. Мы предлагаем вашему вниманию одну из ранних вокальных миниатюр композитора.

Александр Бородин, слова народные.

Разлюбила красна девица.

В доме профессора академии С. Боткина Бородин познакомился с известным композитором и музыкальным деятелем Милием Балакиревым, который со свойственной ему проницательностью сразу оценил композиторский талант Бородина и заявил молодому ученому, что истинным его призванием является музыка. Бородин входит в кружок, который, помимо Балакирева, составляли Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и художественный критик В. Стасов. Так завершилось формирование творческого содружества русских композиторов, известного в истории музыки под названием «Могучая кучка». 

Малое количество законченных музыкальных сочинений можно объяснить большой занятостью Бородина, а также высокой требовательностью к себе. В 1869 г. Александр Порфирьевич взялся за написание оперы, в основу которой был положен памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», повествующий о неудачном походе князя Игоря против половцев. Наверное, ни одна опера не занимала у своего автора столько времени, как эта. Над «Князем Игорем» Бородин работал 18 лет, но так и не закончил ее. Завершали это произведение Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов.

Действие большей части оперы происходит в половецком стане, в степи, бескрайнюю гладь которой нарушают лишь шатры кочевников. Здесь томятся в плену русский князь и его сын Владимир. Здесь поют свои знаменитые арии Игорь и хан Кончак, здесь звучат не менее знаменитые «Половецкие пляски».

Александр Бородин.

Хор и половецкие пляски из оперы «Князь Игорь».

Александр Порфирьевич многое сделал для российской науки и образования. Он был в числе инициаторов и учредителей Русского химического общества, работал в Обществе русских врачей, в Обществе охранения народного здравия, принимал участие в издании журнала «Знание», явился одним из организаторов и педагогов Высших женских медицинских курсов, отдавая им много времени и сил. И все-таки для последующих поколений Бородин остается в первую очередь музыкантом, входившим в состав директоров Русского музыкального общества, участвовавшим в работе Петербургского кружка любителей музыки, руководившим созданными им в Медико-хирургической академии студенческим хором и оркестром. И, конечно, автором прекрасной музыки.

Александр Бородин.

Симфония № 2, «Богатырская». 1-я часть (фрагмент).