Иммануил Кант: «Счастье — это состояние души»

Счастье?! Как это? Где это? Что это? Достижимо ли? Навсегда ли или нет?

XVIII столетие, как и все другие, было отмечено развитием наук и искусств, войнами, стихийными бедствиями, моровыми поветриями — всё как всегда в истории рода человеческого. В 1724 году на окраине Европы в Восточной Пруссии, или как ещё называли эти земли — Прусской Литве, в городе Кёнигсберге родился мальчик, нареченный Иммануилом. Семья будущего философа была религиозной, особенно это касалось матери, которая являлась пиетисткой (пиетизм — движение внутри лютеранства, распространённое среди малообразованных горожан Кёнигсберга в те времена). Кант уважал образ жизни своих родителей, однако это не связано с теологией. Нет также оснований полагать, что раннее знакомство с пиетизмом оставило какой-либо значительный след на последующем мировоззрении и философии Канта.

При рождении Иммануила семья жила относительно благополучно, однако дела семьи пошли на спад по мере взросления мальчика. Его дед умер 1 марта 1729 года, и семье пришлось взять ответственность за его бизнес. В 1733 году вся семья переехала в дом бабушки Иммануила, требующей ухода, и потерявшей средства к жизни после смерти своего супруга. На новом месте финансовое состояние Кантов постоянно ухудшалось; этому способствовал и возраст его отца — Георга Канта, и возросшая конкуренция. В 1730—1740-х годах Георгу стало слишком тяжело зарабатывать деньги, он не мог позволить семье сытное питание. Тем не менее, во взрослом возрасте Иммануил Кант, исходя из рассказов знакомых, был благодарен воспитанию, полученному в своём доме. Он описывал своих родителей как честных, «нравственных и порядочных людей». Описывая свою мать, Кант представлял её как правоверную и заботливую женщину, «заложившую первый росток добра» в его личность.

Во взрослом возрасте Иммануил Кант негативно относился к обучению в гимназии и с «ужасом и страхом» вспоминал об этих годах, приравнивая своё школьное образование к рабству. Он критически описывал такие моменты воспитания, как необходимость вести так называемый «учёт души» — эссе, в котором каждый ученик регулярно должен был описывать своё душевное состояние. Он говорил, что подобное «наблюдение за собой» приводит к помешательству.

В 1755 году Кант становится преподавателем Кёнигсбергского университета, но не получает заработной платы. Он довольствуется гонорарами, получаемыми от студентов, посещающих его курсы. Таким образом, доход преподавателя определялся количеством студентов, записанных на лекции. С самого начала своей преподавательской деятельности Кант был весьма популярным лектором — его аудитории всегда были заполнены. Философ имел двухкомнатную квартиру, мог позволить себе хорошую еду, а также нанять прислугу, но его работа всегда была шаткой, и его благосостояние зависело от его успешности как лектора.

Парадокс по Канту: почему мы стремимся к счастью, но не можем его достичь? Прославленный философ призывал к нравственности вместо погони за земными благами. Недостижимый идеал — счастье. По утверждению Канта, проблема счастья заключается в том, что «это неопределенное понятие, которого желает достичь каждый человек, но он никогда не скажет точно, чего он действительно желает и хочет». Это потому, что все элементы счастья — эмпирические и решительно детерминированные. Все, что делает нас счастливыми, — любовь, деньги, здоровье — конечно, и может быть немного лучше. По словам Канта, мы никогда не надеемся «достичь совокупности ряда следствий, которые на самом деле бесконечны».

Слайд-обзор, созданный к 300-летию со дня рождения философа, погружает в экстракт мыслей и воззрений Иммануила Канта на проблему счастья. Возможно, эта подборка кому-то покажется неполной, что ж, читайте произведения философа, и Вы откроете для себя удивительный мир рассуждений и воззрений кёнигсбергского мудреца. Наверное, стоит задуматься над своей жизнью, своим отношением к окружающему нас миру… и увидеть счастье в обыденных предметах или событиях.