Как служил солдат… Из истории военных и солдатских песен.

История песен – часть истории нашей Родины. Воевал весь народ – воевала и песня. Она всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Она была требовательным командиром, веселым и неунывающим солдатом, ласковой медсестрой, нежной и любящей матерью, женой и невестой. Она вселяла надежду и веру в то, что мы обязательно победим, одолеем врага. В решительные минуты перед боем помогала собраться с духом, преодолеть страх и панику.

Солдатские песни использовались в русской армии с былинных времён. Самая древняя из сохранившихся ныне композиций русских дружинников датируется Х столетием. Благодаря дошедшей до наших дней в летописи XIV века песне «В великом Нове-городе стоят мужи новгородские…», историки узнали об участии новгородских полков в Куликовской битве.

Легендарный атаман Ермак покорял Сибирь в компании песельников с набором народных инструментов, которые были специально выписаны им для поднятия боевого духа своих казаков. Петр I, понимая важность военных песен как морального фактора и боевого духа войск, издал в 1722 году предписание каждому полку иметь собственный оркестр. А суворовские воины шли на штурм Измаила под казацкую песню «Ночи темны, тучи грозны…».  Да и сам великий полководец не раз повторял: «Солдат без песни, что без ружья».

Известны случаи, когда военные песни спасали сотни солдатских жизней. Так, в 1904 году во время битвы с японцами под Мукденом, музыканты Мокшанского пехотного полка подняли в атаку деморализованных огромными потерями и смертью командира полка солдат, которые прорвали окружение. Первыми в бой с духовыми инструментами в руках пошли 25-летний полковой капельмейстер Илья Шатров (будущий автор легендарного вальса «На сопках Маньчжурии») в компании с семью музыкантами — флейтистами и трубачами. За этот подвиг они получили высшую солдатскую награду — Знаки отличия Военного Ордена, а капельмейстер Илья Шатров — орден Станислава 3-й степени с мечами и бантами.

Особый жанр солдатских песен – строевые песни. Именно они зачастую придавали силы при многокилометровых маршах, а также служили своеобразной пропагандой, повышающей престиж военной службы — ну разве кто-нибудь мог остаться равнодушным, когда по городу под удалую песню шли бравые русские воины?

Ритм полковых строевых песен закладывался с учетом строевого, так называемого «русского шага» пехоты — 100 шагов в минуту.
Самые известные из дошедших до нас сочинений этого жанра – «Песнь о Вещем Олеге», «Соловей-пташечка», «Солдатушки, бравы ребятушки». А на самом деле их сотни. Сколько лихости, удали и одновременно скрытой печали в этих песнях, повествующих о нелегкой солдатской доле.

Солдатушки, бравы ребятушки.

(музыкальная иллюстрация)

Надо сказать, что в стиле народных солдатских песен сочиняют  современные композиторы, сохраняя не только  саму тему, но и манеру написания и исполнения. Вот одна из таких песен, которую многие считают старинной народной. Появившаяся в 20-м веке, она продолжает традиции музыкального солдатского фольклора.

Матвей Блантер, стихи Константина Симонова.

Как служил солдат.

Огромное количество солдатских песен появилось в годы Великой Отечественной войны. Такого всплеска патриотической музыки еще не знала история. А главной темой песенного творчества тех лет стала защита Родины.

Рассказать обо всех песнях того времени так же «просто», как объять необъятное. Поэтому мы остановимся на истории одной из них.

29 июня 1941 года газета «Правда» опубликовала стихотворение поэта Михаила Исаковского «Походная песня», начинавшееся словами:

До свиданья, города и хаты!

Нас дорога дальняя зовет.

Молодые смелые ребята,

На заре уходим мы в поход.

И почти сразу к этим стихам была написана музыка, причем одновременно несколькими композиторами. Одним из них был Исаак Осипович Дунаевский. В те же самые дни перед воинами, отправлявшимися на фронт, выступали артисты хора имени М. Пятницкого, в репертуаре которого была песня, написанная на те же стихи Исаковского композитором Владимиром Захаровым.

И все-таки наибольшую известность и самое широкое распространение в годы войны получила песня, музыку которой к этим же стихам Исаковского сочинил композитор Матвей Блантер. Она-то и вошла в песенную антологию военных лет.

Матвей Блантер, стихи Исаковского.

Походная песня (До свиданья, города и хаты!).

Военная песня  относится к тому жанру, который не стареет. Ведь тема защиты своей страны, своих родных, тема подвига и самопожертвования  – всегда актуальна, если не сказать – вечна!

Поэтому неудивительно, что замечательные песни о Родине и ее защитниках появляются и в нынешнем, ХХI столетии.

Вот одна из таких песен.  

Олег Газманов.

Офицеры.