Книжная выставка « Искусство видеть мир: к 150-летию М. М. Пришвина»

Сотрудниками Краеведческо-информационного центра подготовлена книжная выставка « Искусство видеть мир: к 150-летию М. М. Пришвина».

Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января (4 февраля по новому стилю) 1873 г. в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии в семье Михаила Дмитриевича и Марии Ивановны Пришвиных, принадлежавших к купеческому званию.

«Имя русского писателя Михаила Михайловича Пришвина — новое на литературной карте Калужской области. До недавнего времени мало кому было известно о его пребывании на калужской земле, а о том, что до сих пор в Калуге проживают его родственники по линии старшего родного брата Александра, вообще было неизвестно», об этом пишет в своей статье «Пришвины и Калужский край» калужский краевед  Л. П. Паутова.

География пребывания М. М. Пришвина в Калужской области невелика, однако с нашим краем связаны значительные события в его жизни.

Оптина Пустынь, Шамординский монастырь, село Брынь, входившее ранее в Жиздринский уезд, а ныне в Думиничский район, — подлинно установленные места, связанные с именем М. М. Пришвина.

О своем намерении посетить с семьей Оптину Пустынь он пишет в письме к А. М. Ремизову в июле 1909г. В середине сентября вместе женой и сыном Львом он поселяется на два месяца в монастыре, где работает над рукописью повести «Черный араб».

«В 1910 году скончался Л. Н. Толстой. М. М. Пришвин вместе со своей матерью Марией Ивановной едут в Ясную Поляну на его могилу. Они были приняты в семье Толстых Софьей Андреевной и сыном писателя Андреем Львовичем, как соседи, а Михаил Михайлович еще и как писатель. После непродолжительной еды гости почувствовали несоответствие отношений к великому писателю. С тяжелым чувством недоумения уехали Пришвины в Шамордино, где у них было много знакомых по Елецкому уезду и где жила сестра Л. Н. Толстого Мария Николаевна.

Пребывание Пришвина в Брыни было внезапно прервано пожаром. В знаменитом рассказе «Мои тетрадки» он так описывает это событие: «Случился в этом селе пожар, и я увидел его на охоте верст за пять от села. Пока я прибежал, все село было в огне, но я , думая о тетрадках, бросился бегать к своему дому в такой жаре, что помню, на ходу увидел чей-то вытащенный из дому диван и подивился, как он, деревянный, при такой жаре не загорается. Смотрю на свой каменный дом : еще цел, но занавески горят и лесенка на террасе дымится. Вбежал я в дом, бросился к тетрадкам, схватил их и чувствую, секунды остаться нельзя, наклониться нельзя вон к тому чемодану, где лежат деньги и белье, нельзя шубу вытащить из сундука. Так с одними тетрадками, вылетел и на ходу видел, что тот диван, на который я обратил тогда свое внимание, теперь горел, как свеча. А когда с тетрадками прискакал в безопасное место, увидел, что весь мой дом в огне». Что же было ценного для писателя М. Пришвина в этих тетрадках? Это его дневниковые записи, которые он вел с 1905 года: «Никакие сокровища на свете не могли бы возместить мне эту кладовую записанных слов и переживаний… Мои тетрадки есть мое оправдание, суд моей совести над делом жизни. Так все дочиста у меня сгорело, но волшебные тетрадки сохранились, и слова мои не сгорели».

На следующий день после пожара семья Пришвиных уехала в Белев к родственникам и больше в калужских краях не проживала».

Книги Пришвина вовлекают читателя в поиски смысла жизни, счастья, помогают  всестороннему совершенствованию человека, открывая ему неповторимость и красоту окружающего мира, богатства национальной истории и духовного облика человека.