Книжно-иллюстрационная выставка «Но дух мой был сильнее птицы…»

Гавриила Степанович Батеньков — военный артиллерист, подполковник корпуса путей сообщения, архитектор, строитель, публицист, поэт, переводчик¸ отважный участник Отечественной войны 1812г., декабрист,  активный деятель Тайного общества.Г.С. Батеньков (25.03.(05.04).1793-29.10.(10.11).1863) родился в Тобольске в обедневшей дворянской семье.

 В самом восстании декабристов  Г.С. Батеньков не участвовал, но принимал участие в разработке плана восстания, был арестован и осужден на 20 лет. Содержался в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Отсидев по «делу» декабристов 20 лет, он был выслан в Сибирь. Увидевшая его там впервые  княгиня Волконская отметила в своём письме: «Бедняга больше мычит, чем говорит». Историки пишут: «Учитывая его столь тяжелое физическое и душевное состояние, Батенькова приютила семья Лучшевых.  Обогретый их душевным теплом, Батеньков стал постепенно приходить в себя. Сначала вернулась речь, потом он занялся переводами и стал делать инженерные проекты на особняки для состоятельных заказчиков. Так он постепенно вернулся к прежнему образу жизни».

После амнистии 1856 года Батеньков поселился  в селе Петрищево Белевского у. Тульской губернии в имении своего армейского друга Алексея Андреевича Елагина, был дружен с его вдовой Авдотьей Петровной Елагиной, матерью Ивана Васильевича и Петра Васильевича Киреевских. Там он вступил в переписку с Евгением Петровичем Оболенским, который в это время жил с женой в Калуге. Просьба у Батенькова к Оболенскому была одна: «подобрать ему в Калуге дом достойный, но по средствам».

В октябре 1857 года он покупает дом в Калуге на Дворянской улице (ныне ул. Суворова, 42), о чем пишет в письме другому декабристу барону В. И. Шнегелю: «Наконец бросил  якорь я в Калуге, обзавелся крошечным домиком в самом конце города, на Дворянской улице…». Здание было построено в первой половине XIX в. «Хозяином дома Гавриил Степанович Батеньков стал в 1857 году, купив у калужского мещанина Ефимова маленькую усадьбу на окраине города близ Сенной площади и улицы Модной с зелёным спуском к реке Яченке и найдя здесь пристанище на шесть лет». (Е. Левина «Декабристы в Калуге. «Калужское наследие (2020, №1(9.)

 В Калуге он вошёл в «калужский кружок» либерально настроенных дворян, сложившихся вокруг губернатора Виктора Антоновича Арцимовича. Наиболее тесным было его общение с поселившимися в Калуге декабристами Е. П. Оболенским и П.Н. Свистуновым. Об этом Батеньков писал: «Наша колония нередко бывает в частном и общем сборе».

«Калуга понравилась Гавриилу Степановичу и красотой природы, и простотой нравов ее жителей: образ города вовсе не случайно возникает в ряде его стихотворений:

Власть очарованного круга

И непреложна и крута,

В самом названии Калуга —

Все та же скрыта круглота.

(«Калуга», 1857 г.)

Батеньков вел чрезвычайно деятельный образ жизни, словно наверстывая упущенные годы: он принимает участие в общественном обсуждении крестьянской реформы, переводит по завещанию П.В. Киреевского «Историю Византийской империи» Шарля Лабо, ведет активную переписку с многочисленными адресатами, занимается проблемами демографии, вопросами торговли, благоустройства города, пишет заметки по философии, политэкономии, финансовому делу. При этом Батеньков создает разнообразные и в смысловом, и в художественном отношении стихотворения, в одном из которых («Отрывок») устами лирического героя выражает свое собственное мироощущение: «Я, страстью к творчеству ненасытной разбужен…».

Сам Батеньков считал свою трудную жизнь нужной и полезной для России.

Как своеобразное завещание звучат строки одного из итоговых стихотворений поэта, развивающего легендарный художественный образ памятника, возникшего в творчестве Горация и наполнявшегося новым содержанием в произведениях Г.Р. Державина и А.С. Пушкина:

Себе я не воздвиг литого монумента,

Который  бы затмил великость пирамид;

Неясный облик мой изустная легенда

В народной памяти едва ли сохранит.

Но весь я не умру: неведомый потомок

В пыли минувшего разыщет стертый след

И скажет: «Жил поэт, чей голос был негромок,

 А все дошел до нас сквозь толщу многих лет».

Действительно, имя активного общественного деятеля, оригинального мыслителя, автора обличительных «Писаний сумасшедшего…», замечательного поэта Гавриила Степановича Батенькова сохранено его потомками, живущими в «России необъятной». (Литература Калужского края : Учеб.-метод. пособие / И.В. Ксенофонтов.- Калуга, 2003).

В Калуге Батеньков прожил с октября 1857-го по октябрь 1863 года. Умер Г. С. Батеньков в Калуге 29 октября (10 ноября) 1863 года, похоронен в соответствии с его завещанием в селе Петрищево Белевского уезда Тульской губернии, рядом с другом его военных  лет Елагиным.

О дальнейшей судьбе  дома Батенькова рассказывается в статье С. Владимирова «Дом на Дворянской» (КГВ, 25.09.2015): «Дом Батенькова впоследствии был забыт и вновь найден уже в 60-годы ХХ столетия, благодаря усилиям [краеведа и библиографа областной библиотеки им. В. Г. Белинского] Генриетты Михайловны Морозовой. В период общего сноса под срочное строительство пятиэтажек его несколько раз спасали жители и краеведы, а потом окончательно передали краеведческому музею. Сначала его планировали восстановить как мемориальный дом. Туда стали приезжать потомки декабристов – Кашкины, воспитанники Батенькова, Киреевы… Они привозили свои сохранившиеся семейные реликвии, устраивали выставки.

Все это время дом был на вяло текущей реставрации. В 2007 году его заведующей, на правах отдела областного краеведческого музея была назначена Екатерина Бабичева. И уже в 2008 году в пристройке был, наконец, открыт первый мемориальный зал с выставкой «Что пройдет, то будет мило». В 2011 году в калужском Доме Батенькова, по предложению Е. Бабичевой,  открылся «Музей Отечественной войны 1812 года».

На фасаде дома, у входа, есть памятная доска с надписью: «Памятник истории. Дом, в котором с 1857 по 1863 гг. жил декабрист-публицист, переводчик Г.С. Батеньков (1793-1863 гг.). Охраняется государством». (Месторасположение: г. Калуга, ул. Суворова, 42. Мемориальный дом-музей Г.С. Батенькова).