Книжно-иллюстративная выставка «Григорий Александрович Медынский — русский советский писатель, лауреат Государственной премии СССР»

В Краеведческо-информационном центре открылась книжно-иллюстративная выставка «Григорий Александрович Медынский — русский советский писатель, лауреат Государственной премии СССР».

125 лет назад 11 февраля 1899 года родился Григорий Александрович Медынский (настоящая фамилия Покровский) в городе Козельске Калужской губернии. На Кузнечной улице провел он детские  годы, а после окончания школы в Заречье, готовился у домашнего учителя к поступлению в Калужскую гимназию.

Его отец был сельским священником  в небольшом сельце Пятница–Городня, которого теперь уже нет. Отец, для своего круга и времени был человеком широких умственных и общественных интересов. В его библиотеке будущий писатель читал такие книги, как «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» Плеханова, горьковский сборник «Знания».

В Калуге  у матери Григория Александровича были знакомства среди либеральной интеллигенции и дружба с семьей учителя железнодорожной школы Семеном  Макаровичем Пшенай-Севериным, с именем которого связано развитие революционной мысли в Калуге. Поступив в Калужскую гимназию, Григорий Покровский жил в семье этого революционера (ул. Воскресенская, дом № 27), дружил с его детьми и сохранил эту дружбу на всю жизнь. Общение с это семьей отразилось на мировоззрении будущего писателя.

Мама его  умерла рано, когда мальчику исполнилось одиннадцать лет. На руках отца осталось четверо детей.

Григорий Александрович  окончил в 1917 году Калужскую гимназию. А в 1918 году он начал работать в молодом советском государственном  аппарате, но вскоре перешел  на педагогическую работу до 1928 года уже  в Гремячево, под Перемышлью, в Медынском  уезде. Здесь он женился и приобрел теперешний псевдоним. Как ярый атеист Григорий Александрович, вступая в литературу, отказался от  фамилии отца, хотя отца он глубоко уважал. Он писал о нем «… отец принадлежал к либеральной умной части духовенства, культурный уровень которой, житейский демократизм и вытекающие отсюда скрытые политические взгляды резко расходились с его официальной ролью в старой России».

Псевдоним  «Медынский» писатель Григорий Александрович взял, как он написал об этом в книге «Ступени жизни», «по душистому, ароматнейшему названию города Медыни, с которым связана была моя любовь и моя жизнь».

В 1922-28 гг. Медынский работал в комиссии по ликвидации детской беспризорности.

В 1925 году в журнале «Молодая гвардия» был опубликован его первый рассказ «Мёд».

В тридцатые годы писатель на новой стройке — среди рабочих и инженеров Московского метрополитена. Его привлекают к работе по созданию «Истории метро», которая пишется по горячим следам событий – листовка, фотографии, стенная печать, дневники метростроевцев.

Сначала книги его носили публицистический характер, были направлены на борьбу с предрассудками и пережитками прошлого, полемизировали даже с очень видными русскими писателями. Потом уже в 1934 году он подвел итоги своим первым работам в книге «Религиозное влияние в русской литературе».

Войну провёл в тылу на пропагандистской работе. Медынский был контролером на заводе и сам изготавливал мины.

Великая ОВ унесла жизнь единственного сына – Володи, который пал смертью храбрых под Воронежом.

В дни войны писатель приступает к роману «Марья», который был закончен в 1949 году и тогда же удостоен Государственной премии. Это самый известный роман «Марья», он посвящён труду колхозниц во время Великой Отечественной войны.

За исключением романа «Марья» (1946 – 1949), все остальные произведения посвящены теме  воспитания молодого поколения, особенно молодых нарушителей закона, например, «Повесть о юности» (1954) или «Честь» (1959), пьеса  «Жизнь и преступление Антона Шелеста» (1961).

Он практически первым в советской литературе поднял  проблематику преступности при социализме. Его жена Мария Никифоровна работала учительницей в школе, она и навела его на сюжет о том, как один парень учился в школе, потом связался с бандитами, попал в заключение, но исправился. Григорий Александрович написал книгу «Честь», которую удалось опубликовать в журнале «Москва» в 1959 году. Это была бомба: началось обсуждение по стране, в том числе в школах. Книга получила одобрение А.С. Макаренко. Ее материал лег в основу пьесы «Жизнь и преступление Антона Шелеста». Она была поставлена во многих театрах страны.

Медынский затронул такой пласт боли в послесталинскую эпоху, что к нему пошли письма со всей страны от людей, пострадавших от репрессий и несправедливости, писали даже из тюрем и лагерей. Стал накапливаться материал, писатель работал с ним практически до конца жизни. На этом материале были созданы все последующие книги. В частности, на излёте хрущёвской оттепели вышла «Трудная книга», которая потом переиздавалась уже с купюрами. В своих работах Медынский заговорил о «нажитках» системы – до него было принято критиковать одни «пережитки».

Калужская писательница Надежда Усова рассказывает в свое статье «Г.А. Медынский», что несмотря на большую занятость, Григорий Александрович включился в помощь Калужскому литобъединению. Творчество писателей нуждалось в квалифицированной оценке, в советах, рекомендациях. И Союз писателей РСФСР направлял в Калугу писателей-москвичей, в первую очередь наших земляков. Медынский приезжал неоднократно. Он читал рукописи: Кучеровой, Васильчикова, ее, Усовой, Синицина и других. Особенно интересовало его творчество Ивана Синицына, так как в нем поднимались проблемы воспитания молодежи. Медынский хвалил и критиковал, давал советы, объяснял ошибки и неудачи.

Когда у Медынского вышла в свет его  «Трудная книга» (1964 год), калужская писательская организация совместно с областной библиотекой провела по ней читательскую конференцию, пригласив на нее автора. Вела конференцию Надежда Усова. Зал (еще в старом здании в Гостином дворе) был переполнен.  В заключении выступил автор, в его речи отразилась ненависть Медынского к несправедливости в любой ее форме и твердая убежденность, что добродетель – это высшее, что должно быть свойственно человеку.

Много своих рукописей Медынский  сдал в исторический музей, потому что  был уверен, что они имеют более историческое, чем литературное значение. Его произведения переведены на ряд иностранных языков.

Григорий Медынский умер 22 февраля 1984 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Книги из фонда КОНБ им. В. Г. Белинского.