Книжно-иллюстративная выставка «Нет выше чести, чем носить русский мундир»

Российский военный мундир за всю свою историю претерпел множество изменений и преобразований. Это было связано как с волей действующих правителей, так и влиянием западноевропейской военной моды. Именно ее приверженцами было большинство российских императоров, что способствовало сходству русской военной одежды с мундирами других европейских армий.

Первой военной формой на Руси можно считать одежду стрелецких полков XVII в.  В дальнейшем она менялась в сторону усложнения. Как сообщается в большинстве исторических публикаций, об удобстве было забыто — из солдата старались сделать «молодца с виду» и дать ему такое обмундирование, на содержание которого уходило бы все свободное время. Особенно много тратили его солдаты на содержание в порядке своих волос: их причесывали в две букли и косу, в пешем строю пудрили, в конном забирали в одну плотную косу, но зато требовалось отращивать и высоко подчесывать усы или, у кого их нет, иметь накладные.

Император Александр I, периоду которого в основном посвящена книжно-иллюстративная выставка «Нет выше чести, чем носить русский мундир», был сторонником пышной и еще более неудобной военной формы. Парики уничтожили, но мундиры были значительно укорочены, сужены и получили вид фраков, введены плечевые погоны и эполеты; стоячие твердые воротники офицеров украшались шитьем или петлицами, по их цветам различались полки. На смену лёгким и удобным треуголкам пришли новые высокие, тяжелые и весьма неудобные головные уборы — кивера, ремешки которых, как и воротники тёрли шею.

В экспозиции выставки представлены прекрасно иллюстрированные издания по истории военной формы, в т.ч.: Материалы по истории русского военного мундира, 1730-1801 : сборник документов : в 3-х тт. / сост. К. В. Татарников. — Москва : Русская панорама, 2009, включающие большое количество нормативных, отчетных и хозяйственных документов.

Богато иллюстрированное издание А. В. Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению» — фундаментальный труд выдающегося военного историка, адъютанта Генерального штаба генерал-майора А. В. Висковатова (1804-1858) выходило в Санкт-Петербурге в течение 20 лет в период 1841–1862 гг. За этот труд автор получил личную благодарность Императора Николая I, а Академия наук удостоила его престижной Демидовской премии.

Уникальный иллюстративный ряд (в т.ч. раскрашенные вручную гравюры) и крохотный тираж сразу же сделали труд Висковатова одним из самых востребованных источников об истории военной формы и желанным подарком для коллекционеров и историков. На выставке представлены переиздания: Историческое описание одежды и вооружения российских войск : в 19 тт. — Москва : Кучково поле ; Военная книга, 2008-2016 ;  Русское оружие и военная форма : 1000 лет истории, (переизд. Российским военно-историческим обществом. — Москва : Олма : Лаборатория знаний : Бином, 2021 . — 254, [1] с. : цв. ил.).

Интересна кн.: Охлябинин, С. Д. 300 лет русской военной истории с XVII в. до 1917 г. : иллюстрированный военно-исторический словарь Российской империи. — Москва : Эксмо, 2008. — 239, [1] с. : цв. ил. — это своеобразная энциклопедия русской военной истории за 300 лет, в которой представлены амуниция, военная форма, эмблемы, атрибутика, исторические курьезы и многое др. Предложенные нами источники представляют большой интерес  как для музейных работников, участников движения военно-исторической реконструкции, так и тех, кто интересуется военной историей Отечества.

Эффектным дополнением выставочной экспозиции стали фигурки воинов русской армии периода Отечественной войны 1812 г., выполненные искусным резчиком по дереву, калужским художником Валерием Ивочкиным. Его детская мечта поиграть в «солдатики», иметь «свою армию» переросла в одно из основных увлечений всей  жизни. После окончания Абрамцевского художественного училища, где темой дипломной работы стала именно война 1812 г., Валерий продолжил изучение истории русского военного мундира, используя фонды библиотек, музеев, архивов: копался в книгах, исследовал гравюры и другие доступные источники. Проявились и свои приоритеты: гусары! В фигурках этих «красавцев», элиты русской армии, с особой тщательностью переданы все тонкости военного костюма: доломан, ментик, чикчиры, ботики, кушак, кивер с султаном, ташка (плоская сумка, крепившаяся к портупее). Любуясь представленными работами, сложно даже предположить, сколько труда, времени и … частиц души вложено в эти фигурки: необходимо нарисовать эскиз, создать модель из пластилина, а дальше — брусок дерево (в основном липа) и из-под рук мастера появляется чудесное творение, напоминающее нам о мужестве, о доблести, о славе русского воинства.