Книжно-иллюстративная выставка «Сердце, отданное детям»

13 июня 2023 года исполнилось 145 лет со дня рождения выдающегося  педагога-экспериментатора, автора трудов по вопросам воспитания, основоположника дополнительного образования, создателя экспериментальной опытной станции – школы нового типа в духе гуманистического воспитания, кандидата естественных наук, профессора педагогического факультета 2-го МГУ Станислава Теофиловича Шацкого. К этой дате КИЦ подготовил книжно-иллюстративную выставку «Сердце, отданное детям», на которой представлена литература о жизни и деятельности С. Т. Шацкого, а также его педагогические труды.

С. Т. Шацкий родился 13 (1) июня 1878 года в селе Воронино Смоленской губернии, в семье мелкого военного чиновника, заслужившего потомственное дворянство. В 1881 году семья переехала в Москву, где в 1885 году Станислав был отдан на обучение в классическую гимназию № 6, считавшуюся одной из лучших в Москве. В 1893 году Станислав Шацкий с отличием окончил гимназию и в 1896 году поступил на математический факультет Императорского Московского университета, затем перевелся на медицинский факультет, в 1898 году перешел на отделение естественных наук физико-математического факультета, а в 1902 году покинул университет. Решив стать педагогом и считая за образец для себя школу Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, где много внимания уделялось труду учащихся, особенно на земле, С. Т. Шацкий перешел в Петровскую земледельческую академию на специальность агронома, чтобы грамотно и умело руководить занятиями своих будущих учеников. Однако, несмотря на очевидные успехи в учебе и приглашение заняться научной работой, Станислав Шацкий в 1905 году оставил академию, посчитав, что все необходимые знания им уже получены.

Одним из увлечений Станислава Теофиловича с юных лет была музыка. Он умел играть на фортепьяно, обладал хорошим голосом и в 1899-1901 годы, будучи студентом Московского университета, занимался в классе сольного пения профессора Московской консерватории Умберто Мазетти. В годы учебы в консерватории (1903-1905), Шацкий ездил с концертами по России и пользовался большим успехом. Он получил даже приглашение в оперную труппу Большого театра. 

Педагогическую деятельность Станислав Шацкий начал с попытки создания частной школы, однако в этом ему было отказано. В 1905 году он вместе с архитектором и педагогом Александром Устиновичем Зеленко и другими педагогами-единомышленниками стал вести культурно-просветительскую работу с детьми и подростками рабочих окраин Москвы (Марьина Роща) и в летней колонии в Щелкове. Были организованы первые в России детские кружки и клубы, которые носили общее название «Дневной приют для приходящих детей». При приюте, который к весне 1906 года посещало около 150 детей, были открыты мастерские: слесарная, столярная, швейная. В 1906 году  С. Т. Шацким, А. У. Зеленко и их единомышленниками было создано культурно-просветительское общество «Сетлемент» для содействия развитию и удовлетворению культурных и общественных потребностей малообеспеченного населения. В состав общества входили: дневной приют, детский сад, училище, кабинет врачебной помощи, ремесленные курсы, колония в Щелкове. На курсах обучали основным профессиям, что давало возможность выпускникам трудоустроиться.

 В 1908 году «Сетлемент» был закрыт полицией за пропаганду социализма среди детей, а самого Шацкого арестовали. Однако в 1909 году Общество возродилось под новым названием – клуб «Детский труд и отдых» (1909-1911), которым с 1910 года руководил Станислав Теофилович.

В 1911 году С. Т. Шацкий организовал в Калужской губернии, на пустующей территории имения известного общественного деятеля М. К. Морозовой (территория современного Обнинска) летнюю детскую трудовую колонию «Бодрая жизнь». Каждое лето в колонии жили 60-80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Колония «Бодрая жизнь», представляла собой педагогическую лабораторию, где исследовалось развитие личности ребенка в процессе занятий трудом и игрой. Необычным явлением для педагогической практики того времени была организация в колонии детского самоуправления. Свободное время колонистов «Бодрой жизни» отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пением.

В 1912 году С. Т. Шацкий разработал проект опытной станции по детскому воспитанию, и главные виды работ, включая работу клубов, мастерских, детской библиотеки и детской трудовой колонии.

К 1917 году Станислав Теофилович имел успешный опыт работы с детьми, признание и известность как педагог, состоял членом Московской городской управы. На основе общества «Детский труд и отдых» С. Т. Шацкий создал в 1919 году опытно-показательные учреждения, целью которых было содействовать культурному просвещению населения. Они составили «Первую опытную станцию по народному образованию при Народном комиссариате просвещения РСФСР», работой которой руководил Станислав Теофилович (1919-1932). Достижения «Первой опытной станции» в 1930-е годы получили широкую известность в России и за рубежом. 

9 мая 1932 года «Первая опытная станция» была расформирована, а на ее базе в Москве была создана «Центральная экспериментальная лаборатория Наркомпроса РСФСР», которая занималась обобщением передового опыта школ и учителей страны. В 1932-1934 годы «Центральной экспериментальной лабораторией» руководил Шацкий.

Станислав Теофилович был значительной фигурой российской педагогики XX века. Его труды и идеи по сей день оказывают значимое влияние на развитие педагогики, многие его рекомендации используются современными отечественными педагогами.

13 февраля 1932 года постановлением коллегии Наркомпроса РСФСР Станислав Теофилович Шацкий был назначен директором Московской консерватории. Совмещал две должности – директора консерватории и руководителя «Центральной экспериментальной лаборатория». Шацкий ввел в музыкальном вузе предмет преподавание педагогики. При активном участии Станислава Теофиловича в 1933 году в консерватории была организована Школа высшего художественного мастерства (как аспирантура для исполнителей).

В августе 1932 года по инициативе директора С. Т. Шацкого и профессора А. Б. Гольденвейзера при консерватории было создано Детское отделение для подготовки одаренных детей к поступлению в музыкальный вуз (в 1935 году преобразовано в Центральную музыкальную школу).

30 октября 1934 года, во время подготовки Московской консерватории к празднику Октябрьской Революции, Станислав Теофилович Шацкий скоропостижно скончался в возрасте 56 лет. Захоронен выдающийся педагог на Новом Донском кладбище в Москве.

В 1937 году на территории школы-колонии «Бодрая жизнь» в память о Станиславе Теофиловиче Шацком был установлен его бюст, созданный скульптором С. Д. Меркуровым (в 1949 году бюст был перенесен на новое место). В 1961 году  имя выдающегося педагога-экспериментатора было присвоено Обнинской средней школе № 1,  имя С. Т. Шацкого носит одна из улиц Обнинска.

В 1962-1965 годы Академией педагогических наук РСФСР были изданы педагогические сочинения С. Т. Шацкого в 4-х томах, в 1980 году издательством «Педагогика» выпущен двухтомник избранных педагогических сочинений.

Знаменательно, что 2023-й год, когда исполняется 145 лет со дня рождения выдающегося педагога-экспериментатора Станислава Теофиловича Шацкого, Указом Президента России объявлен в нашей стране Годом педагога и наставника, в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя.