Книжно-иллюстративная выставка «Творцы нашего края»

Краеведческо-информационный центр представляет книжно-иллюстративную выставку «Творцы нашего края», посвященную 140-летию со дня рождения художников Афанасия Ефремовича Куликова и Василия Алексеевича Ватагина. Выставка располагается на третьем этаже Калужской областной научной библиотеки им. В.Г. Белинского.

Среди российских художников-анималистов в уходящем XX веке Василий Алексеевич Ватагин (1 января 1883 г. — 30 мая 1969 г.), всегда занимал особое место. И не только по своему дарованию, но и в востребованности своего таланта в различных сферах художественной деятельности, где он достиг вершин своего разностороннего творчества.

Ватагин родился в 1883 году в семье Шереметьевских в Москве, художественное образование получил сначала в школе акварелиста Н. А. Мартынова, а затем в художественной школе К. Ф. Юона и высшее образование, окончив естественный факультет Московского университета.

Уже с 1903 года он работал как художник-анималист, а с 1906 года становится участником художественных выставок. Был членом Московского товарищества художников, Общества русских скульпторов (ОРС).

Много путешествовал (1903—1926) по России (Поволжье, побережье Белого моря, Хибины, Средняя Азия, Дальний Восток) и за границей (Греция, Италия, Германия, Голландия, Франция, Англия, Индия, Цейлон), где сделал большое количество зарисовок, преимущественно жи¬вотных, в крупнейших зоопарках мира.

Соединяя в себе дар художника и естествоиспытателя, Ватагин выполнил значительное количество творческих работ для ряда музеев. Так с 1907 по 1949 год, участвуя в художественном оформлении музея Ч. Дарвина в Москве, он выполнил более 200 живописных и скульптурных произведений и ряд палеонтологических реконструкций, которые невозможно было бы исполнить без обладания научным и художественным пониманием задачи. Им исполнены и таблицы по палеонтологии, ряд панно по зоогеографии, картины, рисующие жизнь первобытного человека, изображения зверей, птиц и обезьян в различные моменты их жизни и в моменты различных состояний. Только, например, одних работ, запечатлевших поведение попугая, им создано около сорока, что свидетельствует не только о наблюдательности автора рисунков, но и о величайшем терпении при изучении жизни птицы.

Почти тридцать лет (1931—1959) Ватагин работал над художественным оформлением Музея зоологии Московского университета, исполнив для него свыше двухсот произведений.

Ватагиным проиллюстрировано огромное количество литературных произведений, научной литературы и детских книг, свидетельствующих о знании им жизни животных и птиц, умении подметить наиболее характерные черты их поведения и обитания. Его внимание всегда привлекали дикие звери, звери свободные, и он подходит к ним, как к существам, заслужившим своей непокорностью, своей любовью к свободе быть предметом внимания художника.

Природный художественный талант Василия Алексеевича Ватагина и основательная научная подготовка в соединении с огромным трудолюбием могли дать те прекрасные результаты, которых он добился в анималистическом жанре.

За скульптурные композиции 1950—1951 годов («Голова львицы», «Обезьяна с кокосовым орехом», «Медведи», «Олень и барс», «Белые медведи») в 1952 году ему присуждена Государственная премия СССР.

За анималистические скульптуры 1964—1965 годов (»Морж», «Гепард», «Печальная обезьяна») в 1968 году художнику присуждена Государственная премия СССР им. И. Е. Репина.

Ватагин являлся действительным членом Академии художеств СССР, Народным художником РСФСР.

В 1963 году  Ватагин приходит в Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское) на кафедру керамики и стекла, где в качестве профессора работает до 1968 года. За эти годы он передал студенчеству и педагогическому составу весь свой богатый опыт художника и ученого, обогатив кафедру любовью к профессии, творческим энтузиазмом, необыкновенным трудолюбием и любовью к миру птиц и зверей.

Обучая студентов, он сам плодотворно работал в институте, и многие, выполненные им в мастерских кафедры произведения достойно представлялись на различных художественных выставках.

Афанасий Ефремович Куликов (11 января 1884 г. — 15 марта 1949 г.), — русский и советский живописец, график, иллюстратор, художник театра, монументалист. Создатель школы советского лубка. Член союза художников первого состава.

Афанасий Ефремович Куликов родился 11 января 1884 году в д. Исаково (ныне — Малоярославецкого района Калужской области) в бедной крестьянской семье. Отец — Ефрем Климов, мать — Мария Матвеева.

С 12 лет работал учеником на ткацкой фабрике в Москве, затем в магазине купца Мясникова на Остоженке и в иконописной мастерской в Марьиной Роще. В 1903 году посещал художественную студию А. П. Большакова. В 1906 — 1912 обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были такие известные художники как А. М. Корин, В. А. Серов, А. Е. Архипов.

В 1915 году приезжает в г. Малоярославец, где и поселяется вместе с семьей. В 1917 году призван в армию рядовым в пехотный полк. Несмотря на службу в армии, в 1917 году в журнале «Путь освобождения» публикует свои первые лубки. Культотдел Московского Совета солдатских депутатов выпускает серию цветных литографий А. Е. Куликова. Он участвует в выставке объединения «Мир искусства». В 1918 году Афанасий Ефремович демобилизуется и устраивается на работу в Московский пролеткульт оформителем агитвагонов.
В начале 1920-х годов оформляется в Малоярославецкий уездный отдел народного образования, где работает в школе II ступени, а также театральным художником и даже актёром в железнодорожном народном доме. В 1920-1930-х годах выполняет по заказу Госиздата лубки, календарные стенки, а также иллюстрирует детские книжки, расписывает подносы, шкатулки, лаковую миниатюру для Музея кустарно-художественной промышленности.

В 1926 году, участвует в выставке Ассоциации художников революционной России в Москве. Являлся членом обществ «Жар-Цвет» (1928—1929), ССХ (1931), МОССХ (1932).

С 1930 года член Союза советских художников. Принимает участие в работе над диорамой «Бой у Чонгарского моста» — частью панорамы «Штурм Перекопа», совместно с художниками студии М. Б. Грекова. Оформлял павильон «Москва» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 года. Во время Великой Отечественной войны, пишет картину «Город занят немцами», которую приобретает Третьяковская галерея для Всесоюзной выставки художников.

После войны, увлекается исторической живописью, исполняет большой графический цикл на темы русского фольклора. Автор ряда станковых картины на исторические темы: «Александр Невский» (1949) и др. В 1947 году по госзаказу поновлял росписи Елоховского собора.

Выставки: произведения Куликова экспонировались в Москве, Ленинграде, Калуге, Малоярославце, Обнинске, а также за рубежом (в Париже, Кельне, Монце-Милано).
Картины А. Е. Куликова приобретены Третьяковской галереей и рядом музеев страны.