Книжно-иллюстративная выставка «Здесь будет город заложён…»

У людей, которые живут в Петербурге, или хотя бы раз в жизни побывали в нём, наверняка сложились свои впечатления и эмоции от этого города, невероятно красивого и магического. Как пишут многие, даже «унылая» погода ему к лицу. И это замечают те люди, которые по-настоящему в него влюблены.

В экспозицию книжно-иллюстративной выставки «Здесь будет город заложён…», посвященную 320-летию со дня основания Санкт-Петербурга, включены книги по истории его развития и становления, которая начинается с 1703 г. со строительства Петропавловской крепости. Основателем его является Пётр I — первый российский император. Он же сделал Санкт-Петербург новой столицей Русского царства, а затем и Российской империи.

Наряду с великолепными, богато иллюстрированными фолиантами о дворцах и парках Петербурга и его окрестностях из фондов «Белинки»: о Пушкине, Павловске, Петергофе, Кронштадте в экспозицию включены книги по мостам и набережным города, Невскому проспекту, Эрмитажу, Русскому музею, Летнему саду и просто его жителях — коренных петербуржцах.  

Одной из достаточно редких книг, представленной на выставке, является источниковедческое исследование Т. А. Базаровой (Планы петровского Петербурга / Т. А. Базарова ; Рос. акад. наук, С.-Петерб. ин-т истории. — СПб. : Наука, 2003. — 309 с.). В монографии автор исследовал более двух десятков созданных с 1704 по 1725 гг. рукописных и гравированных, иностранных и российских планов города, отразивших все этапы его строительства. Книга, содержащая уникальные сведения по истории раннего Петербурга, проиллюстрирована планами и видами города и рассчитана как на историков Петербурга, преподавателей вузов, краеведов, студентов, так и самый широкий круг читателей.

Как пишет автор, по единому плану Петербург никогда не строился.  Петр I к этому и не стремился, а в планировке руководствовался принципами, соответствующими его представлениям об идеальном городе. Он желал создать благоустроенный город с прямыми улицами и каменными, поставленными в «линии» домами, сделать Неву, ее русла, систему каналов главными водными магистралями, а сам город выдвинуть дальше  к морю.

Привлечет внимание почитателей города и книга коренного петербуржца И. И. Иванова (Петербургские истории : путешествие в прошлое, далекое и не очень / А. А. Иванов. — Санкт-Петербург : Лениздат, 1999. — 381 с. : ил.). Автор более двадцати лет занимается изучением прошлого своего родного города. С большой любовью он повествует об истории знакомых с детства улиц и переулков, о происхождении их названий, о быте и нравах горожан 18–19 вв. Помещая в книгу свои детские и юношеские воспоминания о городе 50-х гг. XX в., автор предоставляет повод всем «небезразличным» читателям вспомнить собственные воспоминания и эмоции о встречах с этим городом.   

В книге Н. А. Синдаловского (Санкт-Петербург. Действующие лица : биографический словарь / Наум Синдаловский. — Санкт-Петербург : Нева, 2002. — 286, [1] с.), построенной  в форме биографического словаря, представлено около двухсот очерков о петербуржцах, ставших героями городского фольклора. Как пишет автор, о них говорили в аристократических салонах и на рыночных площадях, в общественном транспорте и в семейном кругу, в заводских курилках и студенческих общежитиях. О них рассказывали анекдоты и романтические легенды, распевали веселые частушки и передавали из уст в уста пословицы и поговорки. Питерский краевед предлагает взглянуть на них сквозь необычную и своеобразную призму городского фольклора, по-новому всмотреться в их судьбы, яснее понять их роль в трехсотлетней истории Петербурга. Так, например, в сборник помещен очерк о Наталье Николаевне Пушкиной (Гончаровой), в котором, наряду с противоречивыми оценками «Венеры Невской», сообщается, что она всю жизнь ревниво оберегала память своего первого мужа и привила безграничную любовь и уважение к нему у своих детей.

Петербург тем и хорош, что приехав туда, можно просто побродить по улицам и переулкам, несмотря на переменчивость его погоды.  Еще раз «почувствовать» этот город и предлагает наша выставочная экспозиция: провести рукой по чугунному коню на Аничковом мосту, восхититься Дворцовой площадью, подставить лицо брызгам фонтанов Петергофа,  прищурив глаза, ослепнуть от солнечного золота шпиля Петропавловской крепости.