95 лет журналу «Знание-сила»

В январе 2021 года журнал «Знание-сила» отмечает юбилей: изданию исполняется 95 лет. Виртуальная выставка посвящена истории журнала. В библиотеке есть коллекция номеров журнала «Знание-сила» с 1947 года до наших дней. Читать можно бесконечно. Журнал остается любимым чтением давних почитателей и находит новых читателей.

Журнал «Знание-сила» — старейшее в России научно-популярное и научно-художественное издание. Выходит с января 1926 года. Журнал публикует материалы о достижениях в различных областях науки — физике, астрономии, космологии, биологии, истории, философии, психологии, социологии.

Если хочешь, забыв скуку и лень,
Узнать сам,
Что делается на земле
И что грохочет по небесам;
Если хочешь знать,
Как борются и боролись –
Про борьбу людей
и работу машин,
Про езду в Китай
и на Северный полюс,
Почему
на метр
переменили аршин, —
Чтоб твоя голова
не стала дурна,
Чтоб мозг
ерундой не заносило –
Подписывайся
и читай журнал
«Знание-сила».

Так в 1926 году Владимир Маяковский приветствовал рождение нового издания. На обложке тоненького, в одну краску, на скверной бумаге журнала значилось: «Ежемесячный научно-популярный и приключенческий журнал для подростков». Его появление стало событием, масштаб которого сейчас, наверное, трудно представить себе в полной мере. Никогда в журнале не было столько читательских голосов, как в первые годы. С писем от участников кружков начинался каждый номер, ими же он и заканчивался. Редакция отвечала своим корреспондентам. Журнал первых лет полон практическими рекомендациями: как узнавать птиц в полете по силуэтам, чем и как ловить рыбу, какие книги читать. Постоянно публикуются инструкции: как самому сделать фотоаппарат, ветряную турбину, водяной насос – с чертежами и расчетами. Довоенная «Знание-сила» была учебником жизни – определенным образом понятной жизни. Журнал формировал у своих читателей практические умения и вместе с тем это были умения «интеллектуальные», укорененные в знании.

 


Статус знания в советском обществе 20-30-х годов был заявлен как очень высокий потому, что знание предполагалось условием общецивилизованного проекта. Для ранней, «детской» «Знание-силы» писали крупные, серьезные ученые. Александр Чижевский в 1931 году написал для журнала статью о реакции живых организмов на окружающую среду на основе новейших в то время научных данных. Сам Циолковский успел в 1933 году опубликовать здесь статью о том, как должен быть устроен аппарат для космических полетов. Лев Ландау в 1939-м нашел время истолковать для школьников теорию относительности Эйнштейна. Идеологии как таковой в журнале 20-х годов не было.
В 30-е ситуация изменилась радикально. В это время идеология представлена в журнале как особый пласт знания, который важно не смешивать с другими. Появились идеологические тексты. На рубеже 30-40-х журнал начинает писать о войне. Прежний энциклопедизм исчезает. «Знание» почти сводится к тому, что способно пригодится на войне.

Номера 1941 года начинаются рубрикой «Новости военной техники». Из номера в номер идет описание военно-технической игры «Сержант Пионеров в боях и походах». Статьи о том, какие бывают мины, могут ли немцы обстрелять Лондон из пушек. Последний перед войной номер был подписан в печать 13 июня 1941 года.

Снова в руках читателя «Знание-сила» появилась лишь в 1946 году. Журнал стал адресоваться уже не только подросткам, но и молодым вообще (научно-популярный журнал для молодежи). Знание-умение начало вытесняться просто знанием. Появляются новые рубрики «Наука и фантастика», «Наука и спорт», «Шахматы». Журнал стал серьезным, читатель из активного участника журнальной жизни превращается в пассивного получателя знаний.

Поворот к проблематизации знания назрел и даже начался в начале 60-х. Появились чисто гуманитарные рубрики, даже первая в истории журнала рубрика об искусстве. Стало формироваться понимание – очень выраженное в облике журнала, начиная с 60-х, — что наука и знание могут стать для человека областью личной свободы, способом достижения независимости от идущей извне идеологической формовки. Что наука может быть не общим проектом, а частным делом.

Уже в конце 60-х, когда «Знание-сила» был органом Комитета профессионально-технического образования, и позже, когда он перешёл в ведение общества «Знание», он стал журналом интеллигентов и вольнодумцев, гуманитарные науки: история, археология, социология, литературоведение… — укоренились на равных правах с естественными и вместе с ними повели разговор о человеке и его месте в мире — как о проблеме. Для многих выдающихся писателей-фантастов, таких как, например, Аркадий и Борис Стругацкие, в годы советского застоя журнал «Знание — сила» был единственным изданием, где они могли печататься. Над художественным оформлением журнала работали ведущие художники, в числе которых представитель российского андеграунда Эрнст Неизвестный. В разные годы в нем печатались произведения Кира Булычева, Александра Беляева и других популярнейших советских фантастов. Журнал предлагал тексты про науку во всех ее проявлениях — от космологии, астрофизики и астрономии до биологии, палеонтологии и истории.

После периода острой политизированности поздних 80-х и безденежья 90-х, когда выпускались сдвоенные и даже строенные номера, а численность редакции резко уменьшилась – журнал стал приобретать новый облик, — отчётливо сознавая себя при том прямым наследником «Знание-силы» 60-80-х годов. Даже не в первую очередь в отношении вольнодумства, но прежде всего — междисциплинарности, установления связей между разными областями науки и мысли и самое главное – выявления человеческого смысла всякого знания.

Как и всякий живой организм, журнал постоянно менялся, не изменяя себе в главном. Сменились поколения читателей, серьезные события происходят в науке, значительные изменения – в научной картине мира. «Знание-сила» складывался как журнал мировоззренческий и остается таковым. «Знание-сила» был и остается журналом авторов, в большинстве ученых. Автор получает возможность сказать нечто важное, принципиальное, что не опубликует никакой больше журнал. Всегда будут думающие люди, которым будет важно знать и понимать, что делается в науке и культуре и какое отношение это имеет к ним лично.