Либретто балетов Мариуса Петипа

29 апреля отмечается международный день танца – торжество, посвященное всем видам этого искусства и профессиональный праздник тех, чей род деятельности с ним связан. Он приурочен ко дню рождения французского балетмейстера и основоположника современного балета Жана Жоржа Новерра, родившегося в 1927 году, и отмечается по решению ЮНЕСКО с 1982 года.

Традиционно 29 апреля кто-либо из выдающихся деятелей мира хореографии обращается к общественности с посланием о значении и красоте танца. В числе выступающих были и наши танцовщики и балетмейстеры: Юрий Григорович, Майя Плисецкая, Ульяна Лопаткина.

Отдел музыкально-нотной литературы решил отметить день танца 2021 года виртуальной презентацией замечательной книги – «Либретто Мариуса Петипа. Россия 1848-1904».

С именем Мариуса Петипа связана целая эпоха русского балета. Он поставил более 60-ти балетных спектаклей, соединив гармонию музыки и хореографии, французский шарм и грацию с русским духом.  

Родился будущий балетмейстер в 1818 году в Марселе в театральной семье. Его мать была драматической актрисой, отец – танцовщиком, педагогом, балетмейстером. С раннего детства отец обучал Мариуса искусству танца, тайнам хореографии. Так что, профессиональная судьба мальчика была предопределена.

Будущий великий балетмейстер танцевал в Париже, Бордо, Мадриде. А в мае 1847 года  по приглашению Директора императорских театров Гедеонова прибыл в Петербург.

Мариус Петипа прожил в России более шестидесяти лет, свыше сорока возглавлял балетную труппу Мариинского театра. За это время на престоле сменилось четыре императора, в театре — восемь директоров, а балетмейстер сумел выстоять в водовороте бурных закулисных интриг. Он был не только превосходным хореографом, но и дипломатом. А свои наилучшие работы Петипа создал в весьма преклонном возрасте. В 72 года взялся за постановку «Спящей красавицы» Чайковского, которая имела невероятный успех. В 77 лет он занялся постановкой «Лебединого озера». Последний шедевр – балет «Раймонда» на музыку Глазунова — балетмейстер поставил в год своего восьмидесятилетия. Сценическая биография многих его творений продолжается поныне, они стали символом совершенства классического балета и лучшим памятником их создателю. Но вернемся к книге, с которой и началось повествование о Мариусе Ивановиче Петипа. Она вышла в свет в Санкт-Петербургском издательстве «Композитор» в 2018 году и посвящалась 200-летию со дня рождения великого балетмейстера.

Это очень серьезное, объемное издание, в великолепном полиграфическом исполнении с прекрасными иллюстрациями. Его составители Юрий Бурлака и Анна Груцынова поставили перед собой непростую задачу: дать читателю возможность познакомиться с либретто балетов Петипа, поставленных им на русской сцене во второй половине XIX – начале ХХ веков. Причем излагаются только полные тексты либретто, а их в книге – 66, в том числе знаменитые: «Коппелия» Л. Делиба, «Баядерка» Л. Минкуса, «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» П. Чайковского,  «Конек-Горбунок» Ц. Пуни, «Жизель» А. Адана и  другие.

Нередко в сборнике представлены несколько вариантов либретто одного балета, если на протяжении своей творческой жизни хореограф к нему возвращался, создавая новые редакции, как это произошло, например, с балетом Л. Минкуса «Дон Кихот».

Эта книга, несомненно, станет интересным, занимательным и увлекательным чтением для всех, кто любит балет.

А в качестве бонуса мы предлагаем вам фрагмент одного из балетов, поставленных М.И. Петипа.

Людвиг Минкус

Фрагмент балета «Дон Кихот»

Хореография М. Петипа