На ты с аутизмом

Ежегодно в мире увеличивается количество детей с расстройствами аутистического спектра. Поэтому  2 апреля ежегодно с 2008 года отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма,   установленный  резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.

Аутизм – не заболевание, а комплекс расстройств развития нервной системы. На данный момент причины заболевания неизвестны, но предполагается, что оно возникает в результате сложного взаимодействия между генетическими, эпигенетическими и экологическими факторами.

Загадка аутизма остается нераскрытой, однако проблеме детского аутизма посвящено немало литературы.  Мы предлагаем  вам ознакомиться  с самыми известными работами отечественных и зарубежных  специалистов, изучающих проблему аутизма и работающих с этой категорией пациентов.

 В представленных изданиях даются практические советы о том, как сделать жизнь ребенка с аутизмом более счастливой. Подробно объясняются примеры, как необходимо строить коммуникацию с больным, сформировать у них навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, поведения на работе, проведения свободного времени, профессиональные умения и социальные навыки.

 Все эти темы изложены на страницах книг теоретически и с разбором конкретных случаев пациентов, что помогает читателю практически освоить этот материал, полезный для воспитателей и педагогов, работающих с аутистами.

Издания по аутизму

1. Алвин, Джульетта. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Джульетта Алвин, Эриел Уорик ; под редакцией: Эриел Уорик, перевод с английского [Ю. В. Князькиной]. — 3-е издание. — Москва : Теревинф, 2008. — 205 с. — (Особый ребенок). — Библиогр.: с. 196-197. — Указатели: с. 198-203. — Пер. изд. : Music therapy for the autistic child / Alvin, Warwick. — 2nd ed. — Oxford, 1997. — ISBN 978-5-901599-56-3.

Музыка очень притягательно для детей с аутизмом по причине того, что она не требует участия речи, столь трудной для людей с аутизмом. С другой стороны, музыка помогает проникнуть в эмоциональный мир ребенка с аутизмом. Книга «Музыкальная терапия для детей с аутизмом» была впервые опубликована в 1978 году. Она стала первым изданием, посвященным влиянию музыкальной терапии на развитие ребенка с аутизмом, и до сих пор является одним из основополагающих руководств в этой области. В ней подробно описаны конкретные методики работы музыкального терапевта с детьми с различной степенью выраженности аутизма. Описание психотерапевтического процесса систематизировано, автор выделяет отдельные этапы работы. Методики сопровождаются примерами их практических занятий Дж. Алвин, одной из первых применившей музыку в работе с аутичными детьми. Большое внимание уделено участию родителей, описываются пути решения многих проблем на совместных занятиях. Музыкальная терапия не может излечить аутизм и снижение интеллекта, но с ее помощью терапевт может взаимодействовать с ребенком.
Издание адресовано музыкальным терапевтам, педагогам, психологам и другим специалистам, — как уже работающим с аутичными детьми, так и делающим первые шаги в этой сфере. Книга будет полезна всем, кто интересуется помощью детям с нарушениями общения.

2. Беттельхейм, Бруно. Пустая крепость : детский аутизм и рождение Я / Бруно Беттельхейм ; [пер. с англ. Б. Орлова]. — Москва : Академический проект, 2017. — 484 с. : ил. ; 22 см. — (Психологические технологии). — Вар. загл. : Детский аутизм и рождение Я. — Библиография: с. 475-482. — ISBN 978-5-8291-2000-9.

Книга известного немецко-американского психоаналитика Бруно Беттельхейма посвящена проблеме детского аутизма, многолетней психотерапевтической практике излечения этого тяжелого психического расстройства. Автор подробно излагает существующие теоретические и практические подходы к пониманию истоков болезни и ее лечению, выражает собственные взгляды на аутизм. В книге рассматриваются вопросы взаимодействия с миром аутичных детей с младенчества и до периода юношества. Все изложенное в ней – результат изысканий профессиональных наблюдателей; все эти сведения тщательно проверялись, сопоставлялись, и только потом на их основании делались обобщающие выводы. Издание получило широкое признание среди специалистов и стало классической монографией по проблеме аутизма.
Книга адресована психологам, педагогам и родителям.

3. Воронков, Борис Васильевич. Аутизм : диагностика у взрослых и детей / Б. В. Воронков, Л. П. Рубина. — Санкт-Петербург : Наука и Техника, 2018. — 220 с.  — Библиогр.: с. 203-209 (49 назв.). — ISBN 978-5-94387-765-0.                   

Настоящее издание является итогом многолетних наблюдений и размышлений авторов относительно детей и взрослых, страдающих аутизмом — одной из самых актуальных и сложных проблем современной психиатрии. Авторы излагают собственные взгляды, касающиеся клиники и дифференциальной диагностики аутизма, основополагающих принципов его диагностики в целом, отношения к «эпидемии» аутизма и разнообразным аспектам его «спектральности». Написанная в свободной стилистике, книга призывает к полемике по самым принципиальным вопросам аутизма.                                                                                  Издание адресовано психиатрам, психологам, педагогам, организаторам психиатрии и родителям.

4. Гилберт, Карл. Аутизм : медицинское и педагогическое воздействие : кн. для педагогов-дефектологов / К. Гилберт, Т. Питерс ; [пер. с англ. О.В. Деряевой]. — Москва : ВЛАДОС, 2005. — 144 с. — (Коррекционная педагогика). — Библиогр.: с. 142-144. — ISBN 5-691-00906-0 в обл.

Авторы книги имеют многолетний практический опыт работы с детьми, страдающими аутизмом в Бельгии. В издании раскрыты биологические основы аутизма, медицинская диагностика заболеваний аустического спектра. Во втором разделе книги излагаются материалы по обучению и руководству больными, страдающими аутизмом.                   

Данная книга будет полезна для педагогов, воспитателей, психологов, дефектологов, родителей и всех тех, кому небезразлична судьба детей с таким тяжелым и мало изученным заболеванием.

5. Гринспен, Стенли. На ты с аутизмом : использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / Стенли Гринспен, Серена Уидер ; [пер с англ. А.А. Ильина-Томича]. — Изд. 3-е. — Москва : Теревинф, 2015. — 510, [1] с. : ил. ; 22 см. — Библиогр.: с. 507-510. — ISBN 978-5-4212-0271-4.

В книге впервые на русском языке представлена распространенная система помощи детям с расстройствами аутистического спектра DIR/Floortime, разработанная профессором Стенли Гринспеном — одним из крупнейших в мире специалистов в этой области. На протяжении 60 лет терапия расстройств аутистического спектра была направлена на симптомы этих состояний, а не на проблемы, которые лежат в их основе. Цель терапии в рамках методики Floortime(Флортайм) не столько работа над внешними сторонами поведения и симптомами заболевания, сколько создание фундамента для здорового развития. При помощи этой методики дети овладевают ключевыми способностями, отсутствующими или нарушенными: способностью к приятным и теплым отношениям с окружающими, целенаправленному и полноценному общению, логическому и творческому мышлению. Методика успешно применяется в работе с детьми с самого раннего возраста, с подростками и взрослыми людьми. Занятия проводятся в атмосфере эмоционального контакта, в них участвуют не только специалисты, но и вся семья, и в результате навыки общения и мышления быстро входят в повседневную жизнь.
Книга адресована родственникам людей с расстройствами аутистического спектра, специалистам, работающим с ними, а также студентам — психологам, педагогам и всем заинтересованным этой проблемой.

6. Коэн, Ширли. Как жить с аутизмом? : психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию и работе с детьми с аутизмом / Ширли Коэн ; [пер. с англ. Игоря Костина]. — Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2017. — 203 с. — (Современная психология: теория и практика). — Пер. изд. : Targeting autism / Shirley Cohen. — Тираж -. — ISBN 978-5-88230-286-2 (в пер.)

Эта книга не является справочником или детальным руководством. Она больше похожа на карту, которая позволит родителям, педагогам и клиническим специалистам ориентироваться в «мире аутизма».  Книга пронизана множеством рассказов, которые помогут по-новому увидеть образование и обучение необычных детей, определить понимание динамики. В книге родители, аутичные дети и взрослые, профессионалы – все повествуют о своем опыте, чтобы разделить его с другими. При написании этой работы использовались новейшие данные и разработки.                                                                                                                 

Книга будет интересна и полезна не только специалистам-психологам, но и широкому кругу читателей, интересующихся внутренним миром человека.

7. Мелия, Алексей Александрович. Мир аутизма : 16 супергероев / Алексей Мелия. — Москва : ЭКСМО, 2019. — 325 с. : ил. — ISBN 978-5-04-101477-3.   

 Эта увлекательная и познавательная книга начинается с личной истории автора, предопределившей в конечном итоге его нынешнюю профессию. Говоря о внутренней жизни человека, о связи мироощущения психически больных и здоровых людей с мифологией, культурой, идеологией, социальными моделями поведения и политическими практиками, автор выходит на темы, издавна волнующие писателей, ученых и мыслителей. В обширном списке представленных в книге научных концепций и исследований центральное место занимают понятие аутистического мышления Блейлера и теория построения движений Бернштейна, их Мелия считает особенно полезными для своей работы социального педагога. Именно исходя из человеческих движений, Мелия строит свою типологию психиатрических образов, выделяя 16 супергероев, которых все мы можем видеть в нашей повседневной жизни, а автор встречает еще и среди своих подопечных — детей и взрослых с проблемами социальной адаптации. Для наглядности все супергерои проиллюстрированы известными людьми — публичными фигурами, киноартистами — теми, за кем мы можем наблюдать вместе с автором, соглашаясь или не соглашаясь с ним. В книге нет мистики и пафоса, подводя читателя к высокому уровню обобщений, автор сохраняет деликатную и искреннюю интонацию, приглашая нас к равноправному и доверительному диалогу.

https://www.litres.ru/aleksey-aleksandrovich-meliya/mir-autizma-16-supergeroev/chitat-onlayn/

8. Никольская, Ольга Сергеевна. Аутичный ребенок : пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — 7-е изд. — Москва : Теревинф, 2012. — 284 с. : ил. ; 20 см. — (Особый ребенок).  — ISBN 978-5-4212-0060-4.

Книга посвящена одному из сложных и загадочных нарушений психического развития детей — раннему детскому аутизму. Освещены особенности и трудности психического развития и социализации аутичных детей, намечены пути помощи в их обучении и семейном воспитании. Рассматриваются проблемы диагностики детей раннего возраста; предлагаются подходы к оказанию помощи как в сравнительно легких, так и в достаточно тяжелых случаях детского аутизма. Рекомендации даются на основе опыта многолетней работы специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии образования и Центра лечебной педагогики (Москва).
Авторы книги удостоены Премии Президента РФ в области образования.
Для широкого круга специалистов, причастных к работе с аутичными детьми, и членов семей, в которых растут такие дети.
Книга рекомендована к изданию Ученым советом Института коррекционной педагогики Российской Академии образования.

9. Рудик, Ольга Сергеевна. Коррекционная работа с аутичным ребенком : методическое пособие / О.С. Рудик. — Москва : Владос, 2014. — 188, [1] с. : табл. — (Коррекционная педагогика).  — ISBN 978-5-691-02065-0.

В пособии раскрывается одна из наиболее важных проблем в отклонениях развития — аутизм. Представлена информация об особенностях психического развития детей с ранним аутизмом, клинико-психологической классификации, сравнительная характеристика развития моторики, речи нормально развивающегося ребенка и ребенка с РДА, о методах коррекционно-педагогической помощи, диагностике при аутизме. Предложенные методы обследования помогут своевременно выявить у детей нарушения в развитии интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, и обратиться за консультацией к специалистам. Автор предлагает игры, упражнения, фрагменты занятий, которые можно использовать на разных этапах коррекционной работы учителями-дефектологами, воспитателями, родителями.
Книга рассчитана на широкий круг специалистов, которые работают с аутичными детьми, также может быть использована студентами педвузов и средних специальных учебных учреждений, родителями, имеющими детей с диагнозом РДА.

10. Тюлина, Валентина Борисовна. Воспитание ребенка с аутизмом в семье : пособие для родителей и педагогов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО ОВЗ и АООП НОО обучающихся с РАС : 16+ / В. Б. Тюлина. — Москва : Владос, 2018. — 168 с. ; 21 см. — (ФГОС НОО обучающихся с РАС). — Библиография: с. 166-168 (44 названия).  — ISBN 978-5-907013-26-1.  

 В пособии дается подробный анализ поведения ребенка, страдающего различными расстройствами аутического спектра (РАС), приводятся методики раннего выявления аутизма у детей, а так же влияние семьи на судьбу ребенка с аутизмом. Семья в этой связи рассматривается как центральное место, где ребенок получает основные источники для своего развития. Автор пишет развенчал мифы о людях с аутизмом, приводит интересные исследования по гештальт-восприятии.
Книга адресована родителям, в семьях которых растет ребенок с различными расстройствами аутического спектра, а также педагогам общеобразовательных организаций, обучающих детей с РАС.

11. Цунами детского аутизма: медицинская и психолого-педагогическая помощь = Tsunami of infantile autism: medical, psychological and pedagogical support / [Я.Т. Багрий и др.] ; Европейская Академия Естественных Наук (ФРГ, Ганновер) ; под ред. А.П. Чуприкова. — Москва : Гнозис, 2017. — 388 с. : цв. ил. — Библиография: с. 314-336. — ISBN 978-5-94244-058-9 (в пер.)   

В данной книге приведена актуальная и систематизированная научно-практическая информация о расстройствах аутистического спектра (РАС), об их этиологии и патогенезе, об особенностях психического развития детей, страдающих аутизмом. Проводится мысль о разнообразии природы и клиники РАС, объединяемых внешне единым фасадом аутизма. В книге представлена целостная система психолого-педагогической коррекции расстройств поведения у детей с РАС, в основу которой включены находки зарубежных и отечественных ученых. При этом авторы руководствуются семейно-центрированным подходом, считая, что семьи таких детей нуждаются в психолого-педагогической помощи. Обращается внимание на необходимость психотерапевтической помощи родителям детей с РАС. Впервые предлагается система превенции аутизма в семьях из группы риска по РАС.
Книга рассчитана на студентов и интернов медицинских и педагогических ВУЗов, специалистов в области коррекционной педагогики, реабилитологии и специальной психологии, врачей (детских психиатров, невропатологов, семейных врачей), а также на родителей детей с РАС.