Образ Петра Первого в отечественном кинематографе

Калужская областная научная библиотека им. В.Г. Белиского в рамках ежегодной акции «Ночь кино» предлагает вашему вниманию виртуальный обзор «Образ Петра I в отечественном кинематографе». Тема выбрана не случайно, ведь в нынешнем году отмечается 350-летие со дня рождения Петра Алексеевича Романова.

На отечественном экране осталось несколько кинообразов императора. К некоторым из них, самым известным, мы сейчас и обратимся.

Одной из первых была картина «Петр Первый», поставленная режиссером Владимиром Петровым в 1937 году по роману Алексея Толстого «Петр Первый». Ее действие охватывает период от поражения русских войск под Нарвой в 1700 году до триумфального возвращения петровской флотилии после победы над объединенной европейской эскадрой.

Излюбленной темой режиссера Владимира Петрова был «человек в стане врага», «во враждебном окружении». Фильм «Петр Первый» как раз об этом: сильный  и яркий Петр, пытается перестроить Россию, сделать ее современной и могучей  страной, при этом неизбежно  сталкивается  с предательством.

 Роль Петра Первого  исполнил советский актер театра и кино Николай Константинович Симонов. Алексей Толстой, сценарист фильма, произнес истинно пророческие слова, утверждая Симонова на роль: «Если Симонов сыграет Петра, то запомнят именно его, — это и будет наиболее известный портрет великого реформатора».

События картины описывают целенаправленное движение России по пути в европейское сообщество, но с сохранением своей самостоятельности, самобытности. На каждом этапе этого пути страну ожидает сопротивление – как внутреннее, так  внешнее. Царю и его сподвижникам приходится быть в достаточной степени гибкими, тактичными и изворотливыми  для преодоления внешних препятствий; но для подавления внутреннего сопротивления применяются жестокие средства. Вспомните подавление стрелецкого бунта или казнь царевича Алексея. Сам Петр Алексеевич предстает перед нами упорным, энергичным, любознательным и волевым правителем.

Давайте посмотрим фрагмент этой киноленты.

«Петр Первый» (эпизод, где Петр принимает экзамен у вернувшихся из Амстердама). В роли Петра Николай Симонов.

Роман Алексея Толстого был положен и в основу исторической дилогии Сергея Герасимова  «Юность Петра» и «В начале славных дел», вышедшей на экраны в 1980 году. Картина повествует о юности, взрослении Петра, становлении его как личности, формировании окружения юного царя, о его восхождении на престол и укреплении во власти, а также выборе пути, по которому пошло наше государство.

Герасимов искал исполнителя  на роль Петра среди своих учеников, пока ему не подсказали, что в Школе-студии МХАТ есть молодой человек, подходящий по типажу. Это был  Дмитрий Золотухин, который в образе юного Петра, строящего флот, как нельзя лучше передал масштабную личность русского царя.  Его Петр выбирает себе друзей по талантам, а  не по происхождению. Он преодолевает детский страх, груз семейных обязательств и материнской опеки, направляя  всю свою огромную энергию на строительство новой России: привлекает на службу талантливых и компетентных иностранцев, вникает во все процессы и неустанно трудится. Юность Петра — юность России.

Роль молодого Петра I для Дмитрия Золотухина стала дебютной и чрезвычайно успешной: он был признан лучшим актером 1981 года среди читателей журнала «Советский экран».

Сам Герасимов говорил о своей кинокартине следующее «…Я не представляю себе эпохи вне человека. Меня интересует исполинская фигура Петра, в котором, как в капле, сфокусировалось его время. Его судьба, деяния и по сей день вызывают живой отзвук в душе современника…».

«Юность Петра» (разговор с Патриархом и Боярской Думой). В роли Петра Дмитрий Золотухин.

В очередной раз Петр Великий стал героем художественного советского фильма, снятого режиссером Игорем Усовым на киностудии «Ленфильм» в 1972 году по мотивам одноименной пьесы Николая Адуева. Сюжет ленты «Табачный капитан» рассказывает о том, что Петр Первый, решив создать российский флот, послал на обучение морскому делу в Голландию молодых бояр. В картине царя сыграл актер Владлен Семенович Давыдов.

Критики восприняли фильм негативно, говорили, что вышел он довольно слабым и неинтересным, а император получился неубедительным и напрочь лишенным своей харизмы. Веселый, любящий женщин и наводящий страх на бояр — именно такой образ создал актер.

Однако не надо забывать, что позиционировалась картина не как серьезное историческое полотно на экране, она на это и не претендует, а как музыкальная комедия, как мюзикл. Хоть она и создавалась к 300-летнему юбилею Петра, это скорее водевиль, действие которого разворачивается на фоне петровского времени. И как приятное времяпрепровождение фильм очень даже неплох. А поскольку в сюжете немалое место отведено Петру Алексеевичу, то мы решили вспомнить и об этой киноленте.

«Табачный капитан» (фрагмент ассамблеи у купца Смурова). В роли Петра Владлен Давыдов.

Весьма колоритным, сверхэнергичным, кипучим, деятельным, легко увлекающимся, вспыльчивым, остроумным, неутомимым и радеющим за державу – то есть подлинным Петром Великим получился российский самодержец в исполнении Алексея Владимировича Петренко в фильме Александра Митты  «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».

Однако в этом фильме Петр предстает перед зрителями и как человек кровожадный. Вспомните сцену, где он принуждает арапа рубить недругам головы,  манипулирует людьми, в частности Ягужинским: «Любишь меня? Выполняй приказ!». Если брать за пример его отношения с арапом, то видно, как царь подвержен страстям: чем сильнее он любит, тем больше он дает, но еще больше требует взамен. Эта же манера перенесена и на управление Петра государством. 

Несмотря на то, что Петр Великий в картине «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» не является главным героем, он стал серьезным и основательным стержнем, вокруг которого вращается сюжет легкого, водевильного, а местами даже лубочного фильма.

Но в фильме Митты показано главное: насколько остро переживает Петр за судьбу страны. Он в равной степени по-отечески относится как к кораблям русского флота, к построению которых приложил руку вместе с простыми рабочими, так и к арапу Ибрагиму, которому он оплатил обучение во Франции.

Алексей Петренко смог не только не потеряться на фоне Владимира Высоцкого, но и выгодно оттенить его персонажа. Неистовый, привыкший решать проблемы на месте и не терпящий неподчинения даже от друга Петр Великий выглядит полной противоположностью деликатному и нерешительному Ибрагиму.

«Сказ о том, как царь Петр арапа женил» (фрагмент ассамблеи). В роли Петра Алексей Петренко.

Образ Петра 1 запечатлен во многих фильмах. И мы могли бы вспомнить Александра Лазарева, который сыграл российского самодержца дважды: сначала в киноленте «Дмитрий Кантемир», а затем в картине «Демидовы». Или Александра Балуева в историческом сериале «Петр Первый. Завещание», где актер   сыграл уже немолодого, разменявшего шестой десяток государя.

Однако формат данной статьи, к сожалению, не позволяет рассказать обо всех фильмах, где действующим лицом становился Петр Великий. Может быть, когда-нибудь мы еще вернемся к данной теме…