Осень в русской музыке

Осень.  Прекрасная или унылая пора? Время, когда краски природы пылают ярче всего — или, наоборот, угасают? Противоречивость осени, в которой сочетаются красота и печаль, вдохновляла многих людей искусства, в том числе и музыкантов. Об этом – наш сегодняшний разговор. Причем мы намеренно не включили в данную публикацию рассказы о тех «осенних» произведениях, которые входят в циклы «Времена года», об этих циклах – в одной из следующих статей. А нам предстоит встреча с нечасто звучащими сочинениями.

Замечательный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев писал не только сложнейшие произведения для взрослых, но и детскую музыку, предназначенную для самых маленьких. Он очень любил сказки. 

С 1940 по 1944 годы композитор создавал балет «Золушка» на сюжет известной сказки Шарля Перро. Помните, когда после отъезда на бал мачехи с сестрами Золушка остается одна и мечтает? В сказке-балете Прокофьева к ней на помощь приходят не только волшебница крёстная, которая одаривает ее красивым платьем и хрустальными башмачками, но и феи всех времён года, которые преподносят Золушке свои дары. А характер у фей разный, под стать временам года.

И  мы представляем вам Фею Осени!

Сергей Прокофьев «Вариация Феи Осени»

В 1964 году по просьбе кинорежиссера и актера Владимира Басова, который в это время снимал фильм «Метель» по повести А.С. Пушкина, Георгий Свиридов приступил к написанию музыкальных картин к киноленте. В 1973 году композитор на основе этих картин написал сюиту из девяти номеров, которая стала самостоятельным концертным произведением.

Когда мы говорим о «Музыкальных иллюстрациях к повести Пушкина «Метель», то в первую очередь вспоминаем «Романс», «Вальс» и «Марш». Да, действительно, это самые популярные пьесы цикла. Но не надо забывать, что их 9.

Третий номер сюиты носит название «Весна и осень». Эта композиция построена на контрасте: лиричная влюбленность юной Марьи Гавриловны – весна, а она сменяется сожалением о былых чувствах и печалью — это уже осень.

Георгий Свиридов «Весна и осень из «Музыкальных иллюстраций…»

Композитор, о музыке которого сейчас пойдет речь, очень известен и столь же талантлив. Ученик центральной музыкальной школы для одаренных детей, выпускник Московской консерватории, воспитанник самого Арама Хачатуряна, он впоследствии написал три рок-оперы, в т.ч. и такие знаменитые, как «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось», создал музыку к 116 кино- теле- и мультфильмам. Его имя – Алексей Рыбников.

В 1979 г. на экраны вышел двухсерийный фильм «Осенняя история», который, кстати, снимался в Калуге. Мы не будем углубляться в сюжет, скажем только, что картина достойна того, чтобы ее смотрели, поскольку в ней говорится о противостоянии таких категорий, как любовь, верность, преданность, порядочность, с одной стороны, и подлость, подхалимство, страх за свое кресло — с другой. И звучала в этом фильме светлая, немного грустная, соответствующая времени года музыка.

Алексей Рыбников «Осенняя мелодия»

Романс, который завершит наш короткий рассказ об «осенних» произведениях, был создан одним из самых талантливых тандемов в истории отечественной песни. Исаак Шварц и Булат Окуджава. Эти два имени – 100%-ная гарантия гармонии и мелодичности. Совместное их творчество составляет 30 вокальных миниатюр, и каждая – маленький шедевр.

Этот романс появился в 1984 году. Композитор написал его для кинофильма Владимира Савельева «Капитан Фракасс» по одноименному роману французского писателя Теофиля Готье.

Исаак Шварц, стихи Булата Окуджавы «Дождик осенний»