Виртуальный книжный обзор к Дню борьбы с наркоманией

«По ком звонит Колокол, Он звонит и по тебе», так продолжается строка стихотворения английского поэта, адвоката, доктора богословия 17 века Джона Донна, ставшая известной благодаря одноименному роману Э.Хемингуэя.  Этот яркий образ Колокола, звучащий в строках стихотворения приобретают ещё и другие смыслы в названии   виртуального обзора, подготовленного к Международному дню борьбы с наркоманией сотрудниками  отдела медицины и экологии.

Наркомания – это многолетние наслаждение смертью

Франсуа Мориак

Колокол —   возвещающий беду и предостерегающий от гибели,  оплакивающий  не  сумевших  преодолеть страшный недуг,   призывающий объединить  усилия лучших в борьбе против  пагубной  зависимости.   Колокол —  призывающий к  Жизни.

Так как  борьба  с  наркоманией,  в  первую  очередь,   должна  быть  направлена  на профилактику  этой  пагубной  привычки,  то  лучшей  профилактикой  для многих  может  стать  чтение  произведений,  где  с  большой  достоверностью изображены   трагические   судьбы героев, страдающих от наркотической зависимости.

 Представленные нами книги   дают возможность  увидеть  и прочувствовать  весь  трагизм,  степень  их деградации вследствие распада их личностей под воздействием  наркотиков.

Проблема   наркомании   существует   уже   довольно   давно,  хотя как опасная зависимость, несущая смертоносное начало,   она осознавалась  далеко  не  всегда.

Постепенное осознание и эволюцию данной проблемы   представляют авторы книги «Медицина в литературно-художественном пространстве» А.В. Литвинов и И.А. Литвинова.

Являясь  врачами, авторы очень подробно представляют появление и использование наркотиков, в начале в лечебных целях, еще со  времена Гиппократа (ок. 460 — ок.370 до н.э.). В своих трудах великий целитель упоминает мак.   

И  уже в  конце Х1Х – начале ХХ века, как пишут авторы,

«морфинизм проложил себе путь в высшие круги общества. В начале века  употребление наркотических  веществ  стало модным в определенных богемных кругах. Этот порок стал считаться выражением утонченного вкуса. В среде заядлых морфинистов было принято дарить друг другу золотые шприцы, усыпанные драгоценными камнями».

 Вплоть до ХХ века человечество не представляло опасности и угрозы, которую несет в себе употребление наркотиков.

Первое описание  человека, пристрастившегося к наркотикам предстало перед читателем в автобиографической повести-исповеди английского писателя-романтика  Томаса Де Квинси  ( 1785- 1859)   «История англичанина, употребляющего опиум». 

«Как получилось, что разумное существо возложило на себя ярмо страдания, добровольно впало в столь жалкое рабство и сознательно заковало себя во столь многие цепи?»

Пройдя через путь приема опиума в лечебных целях, попав от него в глубокую  зависимость, он с огромным трудом,  смог от нее избавиться, но так и не смог в течении все свое жизни реализовать задуманные литературные творения.

Следующим произведением, так же навеянным опытом   употребления наркотиков,  стала трилогия Шарля Бодлера (1821- 1867)  «Потерянный рай». Очень ярко и образно Бодлер описывает состояние зависимости и помрачения человека, оказавшегося под влиянием наркотических веществ. 

«Возбуждающие яды представляются мне не только одним из самых ужасных и наиболее верных средств, которыми располагает дух тьмы, что  бы вербовать и порабощать достойный сожаления род человеческий…»

«… в своем ослеплении он (человек) забывает, что играет с более лукавым и более сильным, чем он сам, и что Дух Зла, получив один его волосок, завладеет его головой».

«Самая изощренная хитрость дьявола состоит в том, чтобы уверить вас, что его не существует».

В отличии от Де Квинси Шарль Бодлер не смог справиться  с захватившем его недугом, приведшем  к смерти в 46 лет.

В 1835 году появляется повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект».  Основная тема этой повести Н.В. Гоголя  – судьба    «маленького человека» в большом городе с его социальными контрастами, проблема равнодушия людей, подмена духовности меркантильными интересами, пагубного влияния наркотиков на человека.

 Герой, не справившись с реалиями жизни, ищет забвения, избавления от душевной боли в наркотиках. Финал повести трагичен: талантливый художник Пискарев, человек с трепетным сердцем и чистыми помыслами, погибает от воздействия наркотиков, не справившись с жестокой реальностью.

И если у Гоголя в повести  звучит обвинение  обществу в его равнодушии и невнимании к проблемам маленького человека, что и привело в результате к трагической развязке, то уже наш современник Чингиз Айтматов видит проблему наркотического плена над человеком в его бездуховности и внутренней опустошенности, что вполне закономерно  возникло  за годы формирования идеологии социалистического общества, отрицающего многие нравственные и духовные основы бытия.

Меня часто называют первооткрывателем проблемы наркомании. Это, конечно, не совсем так. Во-первых, потому, что мне кажется, самой по себе проблемы наркотиков не существует. Есть проблема духовной опустошённости человека, когда он ищет суррогаты, чтобы заполнить чем-то свою неудовлетворённость”.

В 1986 году в журнале «Новый мир» вышел роман Чингиза Айтматова«Плаха», который произвел эффект разорвавшийся бомбы. В нем впервые в СССР  была озвучена проблема  наркотической зависимости и  трагические моменты, связанные с получением наркотических веществ.

Яркими образами главных героев, их проблемами и чаяньями,  писатель пытается показать весь ужас проблемы из самых истоков – сбора ни в чем неповинной травы – конопли, оказавшейся в руках людей средством наживы, ведущий к гибели людей.

Роман выглядит как отчаянный призыв, обращенный к каждому из нас. Трагические слова погибающего от рук наркосборщиков главного героя звучит как колокольный набат: «Люди, опомнитесь! Люди, оглядитесь: мы в опасности».

Тема наркотической зависимости становится центральной в  рассказе  еще у одно классика советской литературы – Михаила Булгакова. Это  рассказ «Морфий», написанный и опубликованный в 1927 году. 

Рассказ  производит очень сильное впечатление, демонстрируя деградацию, постепенную неизбежную смерть молодого врача, пристрастившего к наркотикам. Основная идея произведения – показать, как изменяется сознание, как разрушается личность героя, молодого врача, попавшего в зависимость от морфия, который, в результате,  кончает жизнь самоубийством.

Потеряна естественная радость жизни, разрушена врачебная карьера, произошёл полнейший распад его личности. Это действительно труп, и сам он приходит к трагическому выводу: это мученье, а не жизнь!

Смерть несет освобождение от наркотического плена.

«Смерть от жажды – райская, блаженная смерть по сравнению с жаждой морфия. Так заживо  погребенный, вероятно, ловит последние ничтожные пузырьки воздуха в гробу и раздирает кожу на груди ногтями».

Булгаков первым во всей мировой литературе распознал и детально описал всю трагическую необратимость наркотической зависимости.

С 1917 года он стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным. В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача-гинеколога Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Весной 1918 года М. Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику как врач-венеролог. В это время М. Булгаков, приложив огромные усилия, перестаёт употреблять морфий.

Первая жена Булгакова, Татьяна Николаевна, вспоминала, как писатель «бросил в нее горящий примус, в другой раз – целился из браунинга… Она стала обманывать его, впрыскивать дистиллированную воду вместо морфия; терпела его упреки, приступы депрессии. Постепенно произошло то, что бывает редко, – полное отвыкание. Как врач, он, несомненно, хорошо понимал, что случившееся было почти чудом».

Публикуя «Морфий», Булгаков  стремился предупредить тех, кто мог вступить на этот гибельный путь.

В современной литературе есть немало произведений, где тема наркомании так или иначе затрагивается, но много таких книг, где она представлена поверхностно или в стиле, вызывающем больше любопытства или, более того, симпатии  к этому губительному пристрастию.

Эти книги не могут быть рекомендованы к прочтению в данном обзоре, но есть ряд таких, которые обозначают проблему остро, без прикрас и ложных симпатий.

Мы предлагаем   ознакомиться с этими книгами и  представляем  их  в дополнительном  списке   после  книг, вошедших  в данный обзор.

Список книг, использованных в обзоре

  • Айтматов, Чингиз Торекулович. Плаха: роман / автор послесловия Г. Гачев. – Фрунзе: Кыргызстан, 1987. – 320 с.

Имеется  экземпляры в отделах:

КХ Инв.783010

  • Бодлер, Шарль. Цветы зла ; Обломки ; Парижский сплин ; Искусственный рай ; Эссе, дневники ; Статьи об искусстве : [пер. с фр.] / Шарль Бодлер. — Москва : РИПОЛ классик, 1997. — 958 с. : ил. — (Бессмертная библиотека : ББ. Зарубежные классики).  

Имеется  экземпляры в отделах:

АБ Инв.938694

  • Булгаков, Михаил Афанасьевич. [Сочинения] : [в 4 т.] / Михаил Булгаков ; [подгот. текста и вступ. ст. В.И. Лосева]. — Москва : Вагриус : Вагриус плюс-минус. — На пер. только авт. и загл. т.

Имеется  экземпляры в отделах:

КХ Инв.  595531

  • Гоголь, Николай Васильевич. Повести ; «Ревизор» / Николай Васильевич Гоголь ; [сост., вступ. ст., коммент. С.Р. Федякина]. — Москва : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. — 796, [1] с. — (Библиотека школьника).

Имеется  экземпляры в отделах:

АБ Инв. 970098

  • Литвинов, Александр Васильевич. Медицина в литературно-художественном пространстве / А.В. Литвинов, И.А. Литвинова. — 2-е изд. — Москва : МЕДпресс-информ, 2012. — 270 с. : ил.

Имеется  экземпляры в отделах:

МЕД Инв. 1057987

Дополнительный список книг, доступных в электронном виде