Прошлое и настоящее Российской прокуратуры

Прокуратура сегодня – это главный надзорный орган страны, который от имени государства контролирует исполнение законов всеми органами власти, компаниями и гражданами, а также защищает права всего общества в суде.

Указ Петра I 1722 года

В среде историков есть устоявшееся мнение, что моментом возникновения российской прокуратуры можно считать 12 января 1722 года. Именно тогда царь Петр Первый издал указ об учреждении должности генерал-прокурора при Сенате. По замыслу правителя, работа нового органа должна была «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». Первым пост генерал-прокурора занял граф Павел Иванович Ягужинский. Петр I, представляя его сенатором, сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».

В первые годы после учреждения прокуратура в основном выполняла надзорную функцию. Прокуроры не пользовались решающим голосом ни по одному административному вопросу, но могли следить за исполнением всех законов и императорских указов в суде, Сенате, тюрьмах и других государственных органах. Несмотря на это, генерал-прокурору разрешалось заниматься судебной, правотворческой, обвинительной или исковой деятельностью.

Судебная реформа 1864 года

В период правления Александра II значение прокуратуры выросло. В «Основных положениях о прокуратуре» император закрепил положение надзорного органа и определил задачи и полномочия прокуроров. Из-за своей структуры, где генерал-прокурор назначался императором, а он в свою очередь назначал нижестоящих прокуроров, прокуратура получила определённую независимость от других чиновников.

После вступления в силу судебной реформы 1864 года сторона обвинения полностью отделилась от суда. Были введены специальные должности особых прокуроров и их помощников.

Преобразования советской власти, создание Государственной прокуратуры

В ноябре 1917 года были упразднены все существовавшие до революции суды. Вместе с этим большевиками были уничтожены институты судебных следователей, прокурорский надзор и институт адвокатуры.

Но уже в мае 1922 года в составе Народного комиссариата юстиции СССР появилась Государственная прокуратура. Этот орган получил существенно меньше, по сравнению с дореволюционными, полномочия:

• осуществление надзора от имени государства;

• непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов, органов государственного политического управления;

• поддержание обвинения в суде;

• наблюдение за содержанием заключенных под стражей.

Позже, в 1923 году, будет образована Прокуратура Верховного суда СССР. Она получила право создавать законопроекты и голосовать в заседаниях высших органов власти. В 1926 году прокурорам разрешат производить предварительное расследование, необходимое для надзора за законностью в гражданском и уголовном судопроизводстве.

Прокуратура СССР станет самостоятельным органом лишь в 1933 году, после вступления в силу Постановления ЦИК. Оно и определило то, как этот орган власти будет работать на протяжении следующих 60 лет. Прокуроры были обязаны надзирать за исполнением законов судами, дознанием и предварительным следствием, а также следить за работой милиции и тюрем. Кроме того, они также имели право возбуждать уголовные дела и поддерживать обвинения во всех судах на территории СССР.

«Перестройка» структуры прокуратуры в Российской Федерации

В начале 2000-х власти начали большую реформу, благодаря которой полномочия Следственного комитета и Генпрокуратуры были разделены. Это позволило прокурорам сосредоточиться на своей главной функции – надзоре за соблюдением Конституции, прав и свобод человека и исполнением законов. Тогда же прокуроры вновь получили право возбуждать дела об административных правонарушениях и проводить административное расследование. Российское законодательство стало соответствовать основным международным стандартам прокурорской деятельности.

Борьба с коррупцией

Сегодня в системе органов прокуратуры России работают специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. В их функции входит не только контроль за органами государственной власти и другими организациями, но и проведение экспертиз правовых актов, выработка предложений по совершенствованию законодательства, деятельность по возврату из-за рубежа незаконно полученных активов.

Противодействие киберпреступности

Борьба с криминальной активностью в интернете – также одна из самых активно развивающихся направлений работы российской прокуратуры. Связано это со стремительным ростом количества преступлений, которые совершаются с использованием информационно-коммуникационных технологий. Например, в 2020 году их число выросло на 74% по сравнению с 2019 годом.

Прокуратура содействует раскрываемости преступлений в сфере утечки личных данных пользователей, распространения в интернете незаконной информации, хищения денег с банковских карт граждан и хакерских атак.

Защита прав граждан

В прокуратуру за помощью может обратиться любой человек, который считает, что его права были нарушены. В специальной приемной граждан ему предложат написать заявление и описать свою жалобу. По закону ответ от прокуратуры должен поступить в течение 30 дней.

У прокуроров много полномочий, чтобы решить различные проблемы граждан. Например, они могут беспрепятственно получить доступ к документам и материалам всех министерств и комитетов, в любое время посетить тюрьмы, имеют право освобождать людей, которые там незаконно находятся.

Прокуратура России – это современная, динамично развивающаяся структура. Однако за прошедшие с момента основания 300 лет базовый принцип работы органов надзора не изменился – в приоритете, как и прежде, защита прав граждан и контроль за соблюдением законов всеми, вне зависимости от положения и объема власти.