2 апреля Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.
C 2008 года 2 апреля ежегодно отмечается как Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, установленный Генеральной Ассамблеей ООН.
Цель Дня — привлечь внимание общественности к необходимости помогать людям с аутизмом и повышать качество их жизни.
«Верьте в своего ребенка. Тогда у вас всё впереди и вам нечего терять»
Гленн Доман, нейрофизиолог
« Наша самая большая слабость – сдаваться. Самый верный способ добиться успеха – попробовать еще один раз»
Томас Эдисон
В этот день по всему миру в поддержку людей с этим расстройством проводится акция «Зажги синим» — улицы и здания освещаются синим цветом, который считается международным символом аутизма.
Аутизм – нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.
По данным ВОЗ, сегодня примерно каждый 59 новорожденный имеет признаки расстройства аутистического спектра (РАС), причем количество таких детей продолжает расти.
Ребенок с аутизмом может родиться в любой семье – вне зависимости от расы, национальности и социального положения родителей.
Что нужно знать об аутизме:
Аутизм (от греч. «аутос» — сам)– расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизнью, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций, ограниченностью интересов и повторяющимся репертуаром поведения.
Аутизм – нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.
По данным ВОЗ, сегодня примерно каждый 59 новорожденный имеет признаки расстройства аутистического спектра (РАС), причем количество таких детей продолжает расти.
Ребенок с аутизмом может родиться в любой семье – вне зависимости от расы, национальности и социального положения родителей.
Аутизм не болезнь — его нельзя вылечить, от него нет таблеток. Помочь человеку с РАС может лишь ранняя диагностика, реабилитация и педагогическое сопровождение.
Люди с аутизмом часто оказываются талантливыми в отдельных областях: в истории, литературе, математике, географии и музыке. Они с легкостью запоминают большие тексты. Но самые простые действия им даются с трудом: разговор на повседневные темы, поход в магазин, переход улицы.
Знаете ли Вы, что:
• Сегодня от аутизма страдают 67 млн. человек в мире, или каждый 88-ой ребенок!!!
• Детей, страдающих аутизмом в этом году будет выявлено больше, чем детей с раком, диабетом и СПИДом!
• Вероятность развития аутизма в 4 раза выше у мальчиков, чем у девочек!
• На сегодняшний день не существует медицинского способа обнаружения и лечения аутизма, однако ранняя диагностика и незамедлительное вмешательство могут улучшить последствия заболевания!
Ребенку с аутизмом НУЖНО И МОЖНО помочь адаптироваться во внешнем мире, для этого ему необходимы внимание, любовь, забота, обучение и воспитание.
Людям с аутизмом ПРОСТО НЕОБХОДИМА поддержка, для того чтобы жить, справляться с непростыми для них социальными задачами и полностью реализовать свои возможности. Они нуждаются в признании и принятии их особенностей так же, как и мы с вами, но многие из людей с аутизмом просто не смогут достойно жить без этой поддержки!!! Дети с аутизмом должны быть окружены нормальными детьми и как можно реже находится в одиночестве.
Виртуальная выставка книг «Особое детство. Обычная жизнь…» из фондов КОНБ им. В.Г.Белинского.
Алвин, Джульетта. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Джульетта Алвин, Эриел Уорик ; под редакцией: Эриел Уорик, перевод с английского [Ю. В. Князькиной]. — 3-е издание. — Москва : Теревинф, 2008. — 205 с. — (Особый ребенок). — Библиогр.: с. 196-197. — Указатели: с. 198-203. — Пер. изд. : Music therapy for the autistic child / Alvin, Warwick. — 2nd ed. — Oxford, 1997. — ISBN 978-5-901599-56-3.
Книга «Музыкальная терапия для детей с аутизмом» была впервые опубликована в 1978 году. Она стала первым изданием, посвященным влиянию музыкальной терапии на развитие ребенка с аутизмом, и до сих пор является одним из основополагающих руководств в этой области. В нейтподробно описаны конкретные методики работы музыкального терапевта с детьми с различной степенью выраженности аутизма. Описание психотерапевтического процесса систематизировано, автор выделяет отдельные этапы работы. Методики сопровождаются примерами их практических занятий Дж. Алвин, одной из первых применившей музыку в работе с аутичными детьми. Книга отредактирована и дополнена Э.Уорик, вице-президентом Британского Общества музыкальных терапевтов. Большое внимание уделено участию родителей, описываются пути решения многих проблем на совместных занятиях.
Издание адресовано музыкальным терапевтам, педагогам, психологам и другим специалистам, — как уже работающим с аутичными детьми, так и делающим первые шаги в этой сфере. Книга будет полезна всем, кто интересуется помощью детям с нарушениями общения.
Беттельхейм, Бруно. Пустая крепость : детский аутизм и рождение Я / Бруно Беттельхейм ; [пер. с англ. Б. Орлова]. — Москва : Академический проект, 2017. — 484 с. : ил. ; 22 см. — (Психологические технологии). — Вар. загл. : Детский аутизм и рождение Я. — Библиография: с. 475-482. — ISBN 978-5-8291-2000-9.
Книга известного немецко-американского психоаналитика Бруно Беттельхейма посвящена проблеме детского аутизма, многолетней психотерапевтической практике излечения этого тяжелого психического расстройства. Автор подробно излагает существующие теоретические и практические подходы к пониманию истоков болезни и ее лечению, выражает собственные взгляды на аутизм. Издание получило широкое признание среди специалистов и стало классической монографией по проблеме аутизма.
Книга адресована психологам, педагогам и родителям.
Воронков, Борис Васильевич. Аутизм : диагностика у взрослых и детей / Б. В. Воронков, Л. П. Рубина. — Санкт-Петербург : Наука и Техника, 2018. — 220 с. — Библиогр.: с. 203-209 (49 назв.). — ISBN 978-5-94387-765-0.
Настоящее издание является итогом многолетних наблюдений и размышлений авторов относительно детей и взрослых, страдающих аутизмом — одной из самых актуальных и сложных проблем современной психиатрии. Авторы излагают собственные взгляды, касающиеся клиники и дифференциальной диагностики аутизма, основополагающих принципов его диагностики в целом, отношения к «эпидемии» аутизма и разнообразным аспектам его «спектральности». Написанная в свободной стилистике, книга призывает к полемике по самым принципиальным вопросам аутизма. Издание адресовано психиатрам, психологам, педагогам, организаторам психиатрии и родителям.
Гилберт, Карл. Аутизм : медицинское и педагогическое воздействие : кн. для педагогов-дефектологов / К. Гилберт, Т. Питерс ; [пер. с англ. О.В. Деряевой]. — Москва : ВЛАДОС, 2005. — 144 с. — (Коррекционная педагогика). — Библиогр.: с. 142-144. — ISBN 5-691-00906-0 в обл.
Авторы книги имеют многолетний практический опыт работы с детьми, страдающими аутизмом в Бельгии. В издании раскрыты биологические основы аутизма, медицинская диагностика заболеваний аустического спектра. Во втором разделе книги излагаются материалы по обучению и руководству больными, страдающими аутизмом.
Данная книга будет полезна для педагогов, воспитателей, психологов, дефектологов, родителей и всех тех, кому небезразлична судьба детей с таким тяжелым и мало изученным заболеванием.
Гринспен, Стенли. На ты с аутизмом : использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / Стенли Гринспен, Серена Уидер ; [пер с англ. А.А. Ильина-Томича]. — Изд. 3-е. — Москва : Теревинф, 2015. — 510, [1] с. : ил. ; 22 см. — Библиогр.: с. 507-510. — ISBN 978-5-4212-0271-4.
В книге впервые на русском языке представлена распространенная система помощи детям с расстройствами аутистического спектра DIR/Floortime, разработанная профессором Стенли Гринспеном — одним из крупнейших в мире специалистов в этой области.
Методика успешно применяется в работе с детьми с самого раннего возраста, с подростками и взрослыми людьми. Для оценки достижений выделяются такие параметры, как эмоциональная теплота, способность строить отношения с людьми, способность к творческому мышлению и осмысленному общению. Занятия проводятся в атмосфере эмоционального контакта, в них участвуют не только специалисты, но и вся семья, и в результате навыки общения и мышления быстро входят в повседневную жизнь.
Книга адресована родственникам людей с расстройствами аутистического спектра, специалистам, работающим с ними, а также студентам — психологам, педагогам и всем заинтересованным этой проблемой.
https://www.rulit.me/books/na-ty-s-autizmom-read-352381-1.html
Коэн, Ширли. Как жить с аутизмом? : психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию и работе с детьми с аутизмом / Ширли Коэн ; [пер. с англ. Игоря Костина]. — Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2017. — 203 с. — (Современная психология: теория и практика). — Пер. изд. : Targeting autism / Shirley Cohen. — Тираж -. — ISBN 978-5-88230-286-2 (в пер.)
Эта книга не является справочником или детальным руководством. Она больше похожа на карту, которая позволит родителям, педагогам и клиническим специалистам ориентироваться в «мире аутизма». Она предоставит семьям с аутичными детьми более широкие, чем в написанных родителями жизнеописаниях аутистов, рамки и более богатый контекст опыта. Книга пронизана множеством рассказов, которые помогут по-новому увидеть образование и обучение необычных детей, определить понимание динамики. При написании этой работы использовались новейшие данные и разработки.
Книга будет интересна и полезна не только специалистам-психологам, но и широкому кругу читателей, интересующихся внутренним миром человека.
Мелия, Алексей Александрович. Мир аутизма : 16 супергероев / Алексей Мелия. — Москва : ЭКСМО, 2019. — 325 с. : ил. — ISBN 978-5-04-101477-3.
Эта увлекательная и познавательная книга начинается с личной истории автора, предопределившей в конечном итоге его нынешнюю профессию. Говоря о внутренней жизни человека, о связи мироощущения психически больных и здоровых людей с мифологией, культурой, идеологией, социальными моделями поведения и политическими практиками, автор выходит на темы, издавна волнующие писателей, ученых и мыслителей. В обширном списке представленных в книге научных концепций и исследований центральное место занимают понятие аутистического мышления Блейлера и теория построения движений Бернштейна, их Мелия считает особенно полезными для своей работы социального педагога. Именно исходя из человеческих движений, Мелия строит свою типологию психиатрических образов, выделяя 16 супергероев, которых все мы можем видеть в нашей повседневной жизни, а автор встречает еще и среди своих подопечных — детей и взрослых с проблемами социальной адаптации. Для наглядности все супергерои проиллюстрированы известными людьми — публичными фигурами, киноартистами — теми, за кем мы можем наблюдать вместе с автором, соглашаясь или не соглашаясь с ним. В книге нет мистики и пафоса, подводя читателя к высокому уровню обобщений, автор сохраняет деликатную и искреннюю интонацию, приглашая нас к равноправному и доверительному диалогу.
https://www.litres.ru/aleksey-aleksandrovich-meliya/mir-autizma-16-supergeroev/chitat-onlayn/
Никольская, Ольга Сергеевна. Аутичный ребенок : пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — 7-е изд. — Москва : Теревинф, 2012. — 284 с. : ил. ; 20 см. — (Особый ребенок). — ISBN 978-5-4212-0060-4.
Книга посвящена одному из сложных и загадочных нарушений психического развития детей — раннему детскому аутизму. Освещены особенности и трудности психического развития и социализации аутичных детей, намечены пути помощи в их обучении и семейном воспитании. Рассматриваются проблемы диагностики детей раннего возраста; предлагаются подходы к оказанию помощи как в сравнительно легких, так и в достаточно тяжелых случаях детского аутизма. Рекомендации даются на основе опыта многолетней работы специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии образования и Центра лечебной педагогики (Москва).
Авторы книги удостоены Премии Президента РФ в области образования.
Для широкого круга специалистов, причастных к работе с аутичными детьми, и членов семей, в которых растут такие дети.
Книга рекомендована к изданию Ученым советом Института коррекционной педагогики Российской Академии образования.
Рудик, Ольга Сергеевна. Коррекционная работа с аутичным ребенком : методическое пособие / О.С. Рудик. — Москва : Владос, 2014. — 188, [1] с. : табл. — (Коррекционная педагогика). — ISBN 978-5-691-02065-0.
В пособии раскрывается одна из наиболее важных проблем в отклонениях развития — аутизм. Представлена информация об особенностях психического развития детей с ранним аутизмом, клинико-психологической классификации, сравнительная характеристика развития моторики, речи нормально развивающегося ребенка и ребенка с РДА, о методах коррекционно-педагогической помощи, диагностике при аутизме. Предложенные методы обследования помогут своевременно выявить у детей нарушения в развитии интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, и обратиться за консультацией к специалистам. Автор предлагает игры, упражнения, фрагменты занятий, которые можно использовать на разных этапах коррекционной работы учителями-дефектологами, воспитателями, родителями.
Книга рассчитана на широкий круг специалистов, которые работают с аутичными детьми, также может быть использована студентами педвузов и средних специальных учебных учреждений, родителями, имеющими детей с диагнозом РДА.
Тюлина, Валентина Борисовна. Воспитание ребенка с аутизмом в семье : пособие для родителей и педагогов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО ОВЗ и АООП НОО обучающихся с РАС : 16+ / В. Б. Тюлина. — Москва : Владос, 2018. — 168 с. ; 21 см. — (ФГОС НОО обучающихся с РАС). — Библиография: с. 166-168 (44 названия). — ISBN 978-5-907013-26-1.
В пособии дается подробный анализ поведения ребенка, страдающего различными расстройствами аутического спектра (РАС), приводятся методики раннего выявления аутизма у детей, а так же влияние семьи на судьбу ребенка с аутизмом. Семья в этой связи рассматривается как центральное место, где ребенок получает основные источники для своего развития. Автор пишет развенчал мифы о людях с аутизмом, приводит интересные исследования по гештальт-восприятии.
Книга адресована родителям, в семьях которых растет ребенок с различными расстройствами аутического спектра, а также педагогам общеобразовательных организаций, обучающих детей с РАС.
Цунами детского аутизма: медицинская и психолого-педагогическая помощь = Tsunami of infantile autism: medical, psychological and pedagogical support / [Я.Т. Багрий и др.] ; Европейская Академия Естественных Наук (ФРГ, Ганновер) ; под ред. А.П. Чуприкова. — Москва : Гнозис, 2017. — 388 с. : цв. ил. — Библиография: с. 314-336. — ISBN 978-5-94244-058-9 (в пер.)
В данной книге приведена актуальная и систематизированная научно-практическая информация о расстройствах аутистического спектра (РАС), об их этиологии и патогенезе, об особенностях психического развития детей, страдающих аутизмом. Проводится мысль о разнообразии природы и клиники РАС, объединяемых внешне единым фасадом аутизма. В книге представлена целостная система психолого-педагогической коррекции расстройств поведения у детей с РАС, в основу которой включены находки зарубежных и отечественных ученых. При этом авторы руководствуются семейно-центрированным подходом, считая, что семьи таких детей нуждаются в психолого-педагогической помощи. Обращается внимание на необходимость психотерапевтической помощи родителям детей с РАС. Впервые предлагается система превенции аутизма в семьях из группы риска по РАС.
Книга рассчитана на студентов и интернов медицинских и педагогических ВУЗов, специалистов в области коррекционной педагогики, реабилитологии и специальной психологии, врачей (детских психиатров, невропатологов, семейных врачей), а также на родителей детей с РАС.
Интернет-ресурсы по проблемам аутизма
Данный проект — своего рода энциклопедия сведений о синдроме Аспергера и аутизме, первый в русскоязычном сегменте по теме синдрома Аспергера и аутизма, созданный и поддерживаемый исключительно усилиями аутичных людей.
Общественная организация «Люмос» создана инициативной группой родителей, имеющих детей и подростков с физическими и ментальными нарушениями развития (аутизм, синдром Дауна, задержка психо-речевого развития и др.).
http://www.autism.ru/autism.asp
Сайт содержит множество материалов о синдроме раннего детского аутизма – описания, диагностика, терапия, рисунки аутичных людей, подборка статей, форум и многое другое.
http://www.autism.ru/autism.asp
Группа поддержки для семей, воспитывающих детей с аутизмом в Иркутске.
Тульская региональная общественная организация содействия инвалидам детства с расстройствами аутистического спектра и их семьям “Маленькая страна — Мы Есть!”.
Проект Международной благотворительной общественной организации « Дети. Аутизм. Родители».
Кемеровская городская общественная организация, специализирующаяся на помощи детям и взрослым с нарушениями развития аутистического спектра, существует с 2004 года. Предметом деятельности организации является оказание содействия в комплексной медико-психолого-педагогической и социальной помощи детям и взрослым с РАС, для максимально полной и своевременной адаптации их к жизни.
Мы рядом! Расстройства аутистического спектра. Социальная сеть для общения родителей, специалистов, волонтеров и всех неравнодушных к этой проблеме.
Данный сайт создан для помощи родителям и близким в воспитании детей с аутизмом и не только. А так же предоставления полноценной и объективной информации о людях с особенностями. Помощь детям с аутизмом, книги для детей с аутизмом.
Форум создан для помощи родителям детей аутистов в получении информации о лечении и коррекции аутичного поведения.
Сайт для родителей детей с детским аутизмом раскрывает основные теории причин и происхождения детского аутизма, описывает основные проблемы детей с аутизмом и возможные пути их решения, содержит правовой раздел, раздел литература и каталог статей.
Информационный портал «Про аутизм», созданный мамой ребенка аутиста – Ириной Вороновой. Основные цели портала – информировать, мотивировать, поддерживать.
Видеоролики об аутистах
«Я – аутист. Обычный рассказ о необычных детях»
«Мифы об аутистах»
Книжно-иллюстрированная выставка «Особое детство. Обычная жизнь»
Выставка будет доступна для просмотра в библиотеке до 26 апреля.