Тема современного школьного сочинения: «Образ матери в СМС-сообщениях». Грустная ирония современной жизни — когда всем некогда, куда-то все спешат, за редким исключением. Образовался вакуум семейного общения, «Распалась связь времён. Случилось что-то в нашем королевстве».
Образ матери в произведениях Астафьева совершенно другой — это женщина — труженица или интеллигентка, по-своему любящая и понимающая своего ребёнка… Берёт за душу трагическая финальная сцена сериала «Где-то гремит война» — мать, не успевшая проститься со своим дорогим и любимым, бегущая за поездом, увозящим её единственного сына, и не известно, вернётся ли он назад.
Виктор Петрович совсем недавно ещё был среди нас, творил, встречался со своими читателями. Но неумолимое время продолжает ход. Сегодня произведения писателя помогут нам оглянуться в прошлое, понять и вспомнить наших, уже ушедших, предков — чем и как они жили. По произведениям Астафьева снято несколько кинофильмов. Ленты в общем удачные, хотя, сюжеты, в них представленные трагичны по своей сути. Показана реальная жизнь, какой её видел, знал и пережил Виктор Петрович Астафьев, родившийся сто лет назад (2 мая 1924 года) в Сибири, прошедший через раскулачивание, фронтовые испытания, послевоенную неустроенность и решивший стать писателем, чтобы донести до соотечественников правду о том трагическом времени. Документальная правда Астафьева порой просто отталкивает, но Виктор Петрович всегда утверждал, что это только «его правда и ничья больше, она может не совпадать с иной правдой, в том числе солдатской. И на самом деле всю правду о войне, да и о жизни знает только Бог». Сила и важность прозы Астафьева заключается в том, что после привычных «героических» произведений мальчишкам хочется на войну, а после его книг — нет. Астафьев рассказывает и о том, как на войне «не только воевали, но и жили».
Фильмы по произведениям Астафьева лучше смотреть в семейном кругу — подрастающее поколение пусть спрашивает у взрослых: как и почему происходило то, что увидели на экране. Наверное, эти обсуждения помогут внутреннему сплочению и укреплению семьи, из разговоров по душам родители узнают, о чём думают и чем «дышат» их дети, а те, в свою очередь, поближе узнают своих пап и мам, дедушек и бабушек. Возможно, взрослые вспомнят рассказы своих предков, и хотя эти воспоминания большей частью бередят душу, должна присутствовать неразрывная связь времён и поколений. Фильмы лучше смотреть в записи, чтобы киноповествование не прерывалось назойливой рекламой, не терялось целостное восприятие развития сюжетной линии.
В качестве музыкального сопровождения виртуального обзора кинофильмов, созданных по произведениям Виктора Петровича Астафьева, включены песни и мелодии:
— песня «Россия» (муз. В. Соловьёв-Седой, сл. В. Дыховичный, исп. Николай Ворвулёв);
— муз. В. Соловьёв-Седой из к/ф «Таёжная повесть» (начало);
— песня «Ничего, дорогая» из к/ф «Горожане», 1975 (муз. Рафаил Хозак,
сл. В. Лебедев-Кумач, исп. Николай Крючков);
— «Тройка» (муз. Г. Свиридов).