Виртуальный обзор «Гоголевские сюжеты в русских операх»

«Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова, «Женитьба» и «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Черевички» П. Чайковского, «Мертвые души» Р. Щедрина, «Нос» Д. Шостаковича – это далеко не полный список опер, литературной основой которых стали произведения Н.В. Гоголя, чье 215-летие отмечается 1 апреля (по новому стилю) 2024 года.

Источник:indasil.club

Рассказать обо всех музыкальных сочинениях, написанных на гоголевские сюжеты, в рамках небольшой статьи невозможно. Поэтому остановимся на наиболее известных.

Одним из первых, кто обратился к гоголевской прозе, был М.П. Мусоргский. В 1868 году он приступил к написанию оперы «Женитьба», которая стала творческим экспериментом композитора. Сам автор определил ее жанр как «Совершенно невероятное событие в трех действиях». Модест Петрович быстро завершил первое действие, состоящее из четырех картин, однако два других так и не написал. Оперу заканчивали Ипполитов-Иванов и Римский-Корсаков. Именно в редакции последнего это произведение впервые было издано в 1908 году. 

«Сорочинская ярмарка» — одна из самых жизнерадостных русских опер, в полной мере раскрывшая богатое комическое дарование Мусоргского. Летом 1874 года композитор задумал оперу на сюжет повести Н.В. Гоголя «Сорочинская ярмарка». По словам В.В. Стасова, композитор мечтал создать «малороссийскую роль» для своего старшего друга — замечательного певца О. А. Петрова, украинца по происхождению. Мусоргский приступил к работе с большим увлечением. В 1879 году он побывал на Украине, познакомился с ее обычаями и традициями, записал много народных песен.

В опере сочной кистью нарисованы картины народного быта и чарующей украинской природы, метко очерчены национальные характеры. Особенно колоритны фигуры добродушного и ленивого Черевика, то сварливой, то кокетливой Хиври, ханжи и сластолюбца Поповича, «хвата и плута» (по определению композитора) Цыгана. Добродушный юмор переплетается с обаятельной лирикой. Музыкальный язык оперы близок к украинскому фольклору. Мусоргский использовал 13 подлинных народных напевов; мелодии же, созданные самим композитором, нередко трудно отличимы от народных.

Модест Мусоргский.

Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка».

По словам Римского-Корсакова, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя с детства были его любимой книгой, а «Майская ночь» нравилась ему больше других повестей. Мысль использовать ее сюжет для оперы была подсказана летом 1872 года будущей женой композитора, которой опера и была впоследствии посвящена. Работа началась летом 1877 года.

В «Майской ночи» ярко проявилось давнее увлечение композитора обрядовыми и игровыми песнями, древнеславянским культом поклонения солнцу. Опера пронизана интонациями украинских и русских песен. Есть в ней и подлинные народные мелодии. Это произведение можно назвать оперой-песней. В ней все поет — и герои, и оркестр. В пении раскрываются и характеры персонажей.

Николай Римский-Корсаков.

Первая песня Левко из оперы «Майская ночь».

Гоголевская повесть «Ночь перед Рождеством» являет собой уникальный случай: на ее сюжет оперы написали П.И. Чайковский и Н.А. Римский-Корсаков. Чайковский — раньше, Римский-Корсаков — позже.

 В «Летописи моей музыкальной жизни» Римский-Корсаков писал: «При жизни Чайковского я не мог бы взяться за этот сюжет, не причиняя ему огорчения… К весне 1894 года (Чайковский умер в 1893 году) я окончательно решил писать «Ночь перед Рождеством» и сам принялся за либретто, в точности придерживаясь Гоголя». Работа над оперой была завершена в 1895 году, а в подзаголовке указан жанр — «быль-колядка».

 Премьера оперы была назначена на 28 ноября 1895 года. Но на генеральную репетицию приехали великие князья Владимир Александрович и Михаил Николаевич, и случилось непредвиденное. «…Оба возмутились присутствием на сцене царицы, в которой пожелали признать императрицу Екатерину II», — вспоминал композитор. Пришлось заменить царицу Светлейшим (то есть князем Григорием Потемкиным). Премьера прошла с оглушительным успехом. Однако оскорбленный подобной заменой автор из чувства протеста на ней не присутствовал.

«Ночь перед Рождеством» вдохновила на написание оперы и П.И. Чайковского. Правда в отличие от Римского-Корсакова сочинение Петра Ильича носит подзаголовок — «комико-фантастическая опера».

 В 1870 году дирекция Петербургского русского музыкального общества заказала А.Н. Серову оперу на сюжет «Ночи перед рождеством» Гоголя. Ввиду внезапной смерти композитора (1871) был объявлен конкурс на сочинение названной оперы. Чайковский принял в конкурсе участие. Опера под названием «Кузнец Вакула» писалась с увлечением и через три месяца была закончена. В 1874 году жюри единогласно решило присудить Чайковскому сразу две премии — первую и вторую.

Поставленная на сцене петербургского Мариинского театра 24 ноября 1876 года опера была тепло принята публикой. Однако требовательный к себе композитор спустя десять лет переработал ее и переименовал в «Черевички». Это произведение стало одной из немногих опер Чайковского, главные герои которой — простые люди из народа и в которой большое место отведено бытовым сценам.

Петр Чайковский.

Песня Вакулы из оперы «Черевички».

Произведения Гоголя удивительно актуальны и сегодня. Вот почему к ним обращаются и современные композиторы. Один из них – Владимир Дашкевич, написавший в 2007 году оперу «Ревизор». Либретто составил постоянный соавтор композитора Юлий Ким.

Автор музыки признается, что пьесу Гоголя никогда не воспринимал только как сатирическое произведение, в его понимании «Ревизор» — это философская мистерия. Наверное, потому сочинение Дашкевича и Кима сильно отличается от своей литературной основы. Появились новые действующие лица. Пересмотрен и образ главного персонажа. «Хлестаков никогда не врет. Он, как дитя, наивно верит в то, что говорит, — объясняет Дашкевич. — Так ведут себя художники и игроки. Хлестаков — художник и игрок, а вовсе не мошенник: то, что его принимают за кого-то другого, он понимает очень поздно. Перепавшие ему деньги он не кладет на банковский счет, а летит в игорный дом, чтобы проиграть их…»

Неожиданным оказался и финал оперы: суд над Хлестаковым и его смерть. Жители города забивают этого «без царя в голове» молодого человека, не простив ему то, что он раскрыл их тайные мысли, их истинный облик.

Мировая премьера оперы «Ревизор» состоялась 11 июля 2007 года в Новосибирском театре оперы и балета. Масштаб спектакля впечатляет: три часа музыки, 220 исполнителей на сцене и в оркестровой яме, колоссальные хоровые сцены.

Владимир Дашкевич.

Ария Маши из оперы «Ревизор».