Есть в искусстве сюжеты, которые можно назвать вечными. В их числе – тема сменяющих друг друга времен года. А сколько «Времен года» в музыке? Думается, значительно больше, чем мы предполагаем. Попробуем вспомнить. А. Вивальди. Цикл из четырёх концертов для солирующей скрипки с оркестром (1723 г.); Й. Гайдн. Оратория в четырёх частях (1801 г.); Ш. Алькан. 12 характеристических пьес «Месяцы» (1838 г.); П.И. Чайковский. Фортепианный цикл из 12 характеристических картин (1876); А. К. Глазунов. Аллегорический балет (1900 г.); Д. Кейдж. Одноактный балет (1947 г.); Ф. М. Янов-Яновский. Четыре миниатюры для голоса и фортепиано на стихи Мацуо Басё (1961 г.); А. Пьяццолла. Цикл из четырёх танго (1965-1970 гг.); В.А. Гаврилин. Вокальный цикл для голоса и фортепиано (1969 г.); В. И. Мартынов. Балет (2013 г.). И это далеко не весь список!
Мы расскажем вам о некоторых, не самых известных, сочинениях под названием «Времена года», созданных Й. Гайдном, А. Глазуновым, В. Гаврилиным и А. Пьяццоллой.
1799-1800 годы ознаменовались новыми свидетельствами широкого признания 67-летнего Гайдна. 19 марта 1799 года в Вене состоялось первое публичное исполнение оратории «Сотворение мира», вызвавшее настоящее столпотворение. Успех оратории побудил ее либреттиста ван Свитена решиться на сочинение нового либретто, взяв за основу отрывки из длинной английской поэмы Джеймса Томсона «Времена года».
Описание сельской природы в ее непрестанных изменениях от первых дней весны до метелей зимы, мирные пейзажи, оживляемые севом, сбором винограда, охотой, деревенской пирушкой, — все было ново и вызывало восхищение и подражание. Основу оратории составляют картины крестьянского труда и быта, деревенской природы, мир чувств простых землепашцев, крестьянская психология. Гайдн прославляет людей труда, чистых сердцем, способных простодушно радоваться жизни.
«Времена года» оказались последним произведением Гайдна, вершиной и итогом его творчества.
Йозеф Гайдн
Хор «К нам, к нам, весна» из 1-й части «Весна» оратории «Времена года»
Замысел балета «Времена года» принадлежал Ивану Всеволожскому, известному любителю старины, до 1899 года – директору Императорских театров, и, по его мнению, он должен был стать спектаклем в духе французских придворных балетов XVI—XVII веков. Музыку для этого танцевального спектакля написал известный композитор, профессор, а затем – ректор Петербургской консерватории Александр Глазунов, поставил его знаменитый хореограф Мариус Петипа, лучший русский балетмейстер, которому композитор и посвятил этот опус. В сценарии нет последовательного сюжета, как нет и связанного драматического действия. Этот балет — своего рода танцевальная сюита.
«Времена года» были впервые показаны в Мариинском театре 13 февраля 1900 года в бенефисе Матильды Кшесинской.
Глазунов воплотил в балете один из вечных мифов о воскрешении природы от зимнего сна; о лете, полном солнечных дней; о приходе осени, несущей изобильные плоды. Оптимизм, присущий глазуновскому творчеству в целом, ярко выступает в этом балете, ставшем для композитора самым любимым из собственных сочинений.
Александр Глазунов
Фрагмент из балета «Времена года»
Замечательный русский композитор Валерий Гаврилин решил воплотить тему времен года, избрав для этого песенный жанр. Его цикл «Времена года» для голоса и фортепиано был создан в 1969 году на народные слова и стихи Сергея Есенина. Подобно другим одноименным произведениям, здесь тоже прослеживается, как сменяют друг друга времена года, как весна становится летом, лето – осенью и т.д. А русские напевность и лиризм, характерные для творчества Гаврилина, очень ярко проявились в этом сочинении.
Валерий Гаврилин, стихи Сергея Есенина
Осень из вокального цикла «Времена года»
Сто лет назад, 11 марта 1921 г. в небольшом аргентинском курортном городке Мар дель Плата на свет появился мальчик, которого назвали Астор. Кто мог тогда предположить, что пройдет еще несколько десятков лет, и к его имени благодарные соотечественники будут добавлять эпитет «великий»?
В середине прошлого столетия Астором Пьяццоллой были написаны 4 танго, получившие общее название «Времена года». Композитор и не скрывал, что создал их под впечатлением от музыки Вивальди. Но в отличие от итальянского маэстро, цикл Пьяццоллы начинается не с «Весны», а с «Осени», ведь в Южном полушарии, где расположена Аргентина, все наоборот: в Буэнос-Айресе — осень, а в Венеции – весна.
Однако сочинение «великого Астора» — не «времена года» в классическом понимании. Его цикл отображает не столько смену сезонов, сколько различные этапы человеческой жизни. Поэтому первоначальное название этого произведения, которое дал ему сам автор, звучит так: «Смена времён года в жизни бедного жителя пригорода Буэнос-Айреса». Однако в концертной практике устоялась другая традиция, другое название.
Цикл этот состоит из 4-х танго, сочиненных в 1965-70 годах. И изначально он предназначался для следующего состава инструментов: бандонеон (инструмент — одна из разновидностей гармоники, которым виртуозно владел сам Пьяццолла), электрическая гитара, фортепиано и скрипка.