В Краеведческо-информационном центре открылась выставка «Наша гордость – железная дорога» К 150-летию со дня открытия первой ряжско-вяземской железной дороги в пределах Калужской губернии.
15 декабря исполнилось 150 лет Ряжско-Вяземской железной дороге в пределах Калужской губернии.
Ряжско-Вяземская железная дорога — это одна из первых железных дорог в России. Она стала важным этапом в развитии транспортной инфраструктуры Калужской губернии, способствуя укреплению экономических связей между регионами и ускорению товарооборота.
Развитие промышленности и торговли в городе и губернии требовало наличия разветвлённой сети магистральных железных дорог, которые бы связали город и губернию с промышленным центром и богатыми южными регионами.
Из-за плохих дорог населенные пункты губернии были разобщены, что приводило к потерям объёмов в обороте внутреннего рынка. Купцы были кровно заинтересованы в повышении оборачиваемости своих средств. Кроме того, в стране нарастала потребность в увеличении скорости почтовой связи.
В 1857 году был издан высочайший указ, в котором говорилось: «Железные дороги, в надобности коих были у многих сомнения, признаны ныне всеми сословиями необходимостью для империи и сделались потребностью народною, желанием общим и настоятельным».
В 1856 году и 1857 годах по плану правительства создание железнодорожной сети России должна была осуществлять специально организованная частная акционерная компания «Главное общество российских железных дорог».
Подготовительные и изыскательные работы для будущей железной дороги начали проводиться еще в конце 1860-х годов. Но это были эпизодические выезды инженеров–картографов для уточнения возможных вариантов прокладки будущего железнодорожного полотна. Наконец, 22 мая 1870 года в Калуге состоялось общее собрание гласных городской Думы, представителей дворянства, купечества и мещан. Собрание постановило просить губернатора ходатайствовать перед императором о проведении дороги через Калугу. В начале 1870 года последовал именной указ императора Александра II: «Господину Калужскому Губернатору. Государь Император в восьмой день сего января высочайше соизволил разрешить инженер-подполковнику Торопченинову провести на собственные средства изыскания для железной дороги». Но, учитывая огромный объем работы, на имя калужского губернатора Казначеева пришел еще один императорский указ: «Государь Император в 13 день сего августа Высочайше соизволил разрешить Артиллерии генерал-лейтенанту Николаю Сухотину произвести на собственный его счет изыскания для железной дороги». Таким образом, работа по строительству Ряжско–Вяземской железной дороги теперь велась с двух сторон.
В 1872 году было достигнуто принципиальное согласие между городом и обществом по строительству Ряжско–Вяземской железной дороги в том, что эта дорога пройдет через Калугу.
Ряжско-Вяземская железная дорога в пределах Калужской губернии была открыта 15 декабря 1874 года. Из Вязьмы на Калужский вокзал прибыл первый железнодорожный поезд. Протяжённость дороги по территории губернии составляла 165 вёрст, она проходила от города Алексина, через Ферзиково, Калугу, Муратовку, Говардово, Мятлево, Износки. Управление Ряжско-Вяземской железной дорогой размещалось в Калуге.
18 января 1890 года Ряжско–Вяземская железная дорога была объединена с Ряжско-Моршанской и Моршанско-Сызранской железными дорогами и вошла в состав Сызрано-Вяземской железной дороги с управлением в Калуге. Сызрано-Вяземская железная дорога имела общую протяженность около 1250 верст. Первым начальником Сызрано-Вяземской железной дороги стал Владимир Михайлович Лахтин. В 1892 году на этот пост был назначен Клавдий Семенович Немешаев. С его помощью было открыто 2-классное образцовое министерское училище для детей рабочих и служащих Сызрано-Вяземской железной дороги, а его супруга, Анна Петровна Немешаева, известная своей благотворительностью, организовала при училище общежитие – приют для сирот.
Строительство дороги способствовало развитию промышленности, торговли и сельского хозяйства в регионах, через которые она проходила. Она позволила ускорить товарооборот и снизить стоимость перевозок, что положительно сказалось на экономике губернии.
Дорога обеспечила более быстрое и удобное сообщение между регионами, что способствовало развитию культурных и экономических связей между ними. Она также позволила ускорить миграцию населения, способствуя развитию городов и сёл вдоль своего пути.
В настоящее время железнодорожным транспортом в Калужской области ежегодно перевозится более 2 млн. тонн различных грузов. Первая магистраль Москва – Брянск проложена параллельно Киевскому шоссе.