«Картинная галерея. Мастера и шедевры»

 «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путём борьбы создать новый мир, который зовётся произведением. Каждое произведение технически возникает, как возник космос, путём катастроф, подобных хаотическому рёву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой — музыка сфер.  Создание произведения есть мироздание». Василий Кандинский «Ступени».

Визари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. — В 5-ти т.- М.: ТЕРРА, 1984.

Итальянский живописец и архитектор Джорджо Вазари (1311-1374) вошел в мировую культуру прежде всего как автор «Жизнеописаний»(1550г.), по праву считающихся первой в мире историей искусств. Сочинение включает в себя большое количество биографий художников, скульпторов и архитекторов эпохи Возрождения, а также содержит много фактических данных о художественной жизни Италии.
В данном издании собрана уникальная галерея произведений эпохи Ренессанса, куда вошли как работы знаменитых, так и почти неизвестных мастеров. Всего в «Жизнеописаниях» опубликовано более 300 иллюстраций.                       

Гнедич П.П. История искусств.  Живопись. Скульптура. Архитектура.М.: Эксмо,   2008.-848с.

Искусство — одно из самых ярких форм материализации вечности. Строго говоря, созданное великими мастерами вообще не имеет цены — оно прекрасно, неповторимо и абсолютно случайно, будь это Венера Милосская, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля или воздушные полотна французских импрессионистов.
Книги, позволяющие оценить это богатство и получить достаточное представление о развитии искусства в целом, не углубляясь в подробности, более интересные специалистам, чем простым смертным, встречаются крайне редко. Поэтому популярность «Истории искусств» Петра Гнедича — явление феноменальное, хотя и вполне объяснимое.
Еще недавно знатоки выкладывали немалые деньги за право обладать этим уникальным собранием изображений всего лучшего, что было создано гениями живописи, скульптуры, и архитектуры за всю многовековую историю человеческой цивилизации. Современное богато иллюстрированное издание станет настоящим подарком для всех, кто интересуется шедеврами мирового искусства от Древнего Египта до классических работ российских мастеров.

                                                                       

Беккет В. История живописи / Пер. с англ. В. Нестеровой.М.: Астрель : АСТ, 2007. – 400 с., илл.

Венди Беккет — английская монахиня-отшельница, историк искусства, ставшая знаменитой в середине 1990-х годов благодаря участию в серии документальных фильмов Би-би-си, посвящённых истории искусства и любви. Сестра Венди Бекетт делится своими обширными познаниями и любовью к живописи с людьми, сведущими и несведущими в искусстве. Она в легкой и доступной форме рассказывает историю живописи с доисторических времен до второй половины XX века. Великолепные иллюстрации облегчают восприятие текста. Более 450 красочных репродукций живописных шедевров иллюстрируют стили, направления и творчество крупнейших западных художников, начиная с момента зарождения живописи и до наших дней. Самые знаменитые в мире картины подробно проанализированы сестрой Венди Бекетт. Она объясняет истоки, символику, раскрывает содержание и особенности живописной техники.  Около 200 вспомогательных материалов, таких как фотографии, рисунки, документы, сопровождают картины, помогая понять историю их создания и особенности творчества художника.

Легенды мировой живописи /Авт.-сост. В.Н.Сингаевский.М.: АСТ; СПб.: Полигон,2009.-320 с.

Биографии. Мемуары. Личности.  Книга посвящена судьбам и творческим биографиям живописцев, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю культуры всей человеческой цивилизации. Построение издания по хронологическому принципу позволяет проследить развитие художественных стилей и течений. Текст дополнен цветными иллюстрациями, общее число которых превышает полторы тысячи.

Мастера иконописи и фрески /Авт.-сост.К.А.Ляхова.М.: Вече, 2002.-288с.

В  книге рассказывается о развитии иконописи и фрески в разные периоды истории искусства. Наиболее подробно освещается период итальянского Возрождения – время расцвета искусства фрески. Читатели книги познакомятся с такими европейскими мастерами, писавшими иконы и фрески, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Веронезе, Эль Греко, А. Дюрер. Особый раздел книги посвящен русским иконописцам и создателям росписей – Ф. Греку, А. Рублеву, Дионисию, С. Ушакову, М. Врубелю и многим другим.                       

Степанян Н.С. Искусство России ХХ века. Взгляд из 90-х.М.: ЭксмоПресс, 1999.-416 с.

Монография известного искусствоведа Нонны Степанян – произведение уникальное. Впервые изобразительное искусство нашей страны за последние сто лет анализируется как некое целостное явление, изменявшееся вместе с историей государства, называвшегося сначала Российской империей, потом Советским Союзом, а ныне – Российской Федерацией. Несмотря на политические катаклизмы, путь русского искусства имел свою внутреннюю логику и закономерность, которую и постаралась выявить исследовательница. Она отмечает, что “эпоха выдвигает талант, дает ему инициативу, но художник в свою очередь придает ей черты своей индивидуальности, метит навсегда своими произведениями, оставляя будущему некий образ уходящего времени”.Книга богато иллюстрирована. Ее читатели впервые получают возможность увидеть репродукции многих полотен, прежде хранившихся только в запасниках наших музеев или рассеянных по частным коллекциям. Некоторые из них, как, например, картина Льва Кропивницкого “К солнцу!”, воспроизводятся впервые.

Кандинский В. Точка и линия на плоскости.СПб., Азбука – классика,2005.-236 с.

Кто может рассказать об искусстве и стиле лучше, чем художник? Василий Кандинский со свойственной ему витиеватостью расписал всю историю русского авангарда. Книга не для легкого чтения. Вероятнее всего, чтобы понять идеи автора, придется дважды ее перечитать. Прежде всего, читатель знакомится с автобиографической повестью «Ступени», и только потом переходит к теоретической части — «Точка и линия на плоскости». Многие сравнивают книгу с памятником радикализма Малевича – бумажным манифестом «Черный квадрат». Но в отличие от последней, «Точка…» написана понятным слогом, который не заставит усомниться в позиции автора. Эта книга не даст точных определений, но поможет вам понять, что двигало теми, кто решил отказаться от традиционных канонов красоты в пользу супрематических абстракций.

Волкова П. Мост через бездну: В 5-ти кн.М.: Зебра Е, 2013 – 2015.

Вы держите в руках издание уникальных лекций Паолы Волковой «Мостчерезбездну». По словам самой Паолы Дмитриевны – это «необычная книга». Она предлагает новый взгляд на историю искусства, на творчество и на личность художника.  «Мост через бездну». Пройти по нему или остаться на месте? Знаменитый искусствовед  умеет увидеть и показать тайный, сокрытый смысл гениальных произведений искусства. «Легенды, застывшие в рамах» оживают в ее рассказах. Знаменитая «Тайная вечеря». Чье предательство нам ближе: Леонардо да Винчи или Сальвадора Дали? От Иеронима Босха до Дмитрия Павлинского, одного из лучших мастеров московского «неофициального искусства»;  от «Откровения» Иоанна Богослова до пьес Сартра и Вабса – читателя ждет головокружительное перемещение в пространстве и времени.

Козлов Г. Покушение на искусство.М .: Слово, 2009.- 558 с.

Книга известного русского искусствоведа, ныне живущего в Германии, посвящена драматическим эпизодам в истории искусства.Шедевры мирового искусства всегда привлекали внимание аферистов, воров и других представителей уголовного мира, совершавших невероятные преступления во имя денег, власти и славы. Эта книга о знаменитых подделках и громких скандалах в истории искусства, дерзких кражах, позорных продажах музейных ценностей. Почему Леонардова «Джоконда» стала картиной картин всех времен и народов и как скромному голландскому художнику, возомнившему себя вторым Вермеером, удалось надуть самого Геринга, как было организовано одно из самых крупных ограблений XX века и как распродавались ценнейшие полотна из российских музеев, легенда и правда о Ван Гоге и судьба иконы Владимирской Богоматери — обо всем этом и о многом другом автор рассказывает  живо и увлекательно.

Торнтон С. Семь дней в искусстве.СПб.: Азбука, 2014.-349с.

Сара Торнтон — известная британская журналистка и социолог. Ее книга «Семь дней в искусстве», увидевшая свет в 2008 г., сразу стала мировым бестселлером. Автора интересует не столько внешняя сторона жизни художественного бомонда, сколько механизмы, влияющие на развитие искусства, формирующие художественный рынок и определяющие место художника в этих процессах. Семь глав книги посвящены разным сторонам жизни искусства и разным профессиональным «субкультурам», писательница рассказывает о своих встречах с художниками, дилерами, кураторами, критиками, коллекционерами и экспертами аукционных домов. Это не просто серия точных репортажей с мест событий (будь то Венецианская биеннале или аукцион «Кристи»), а аналитическое исследование, затрагивающее вечные, но всегда актуальные вопросы: «Кто такой художник?», «Какое произведение является великим?», «Как научиться понимать искусство?».

Безелянский Ю.Н. За кулисами шедевров, или Приключения «Венецианской дамы».М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2005.-336с.

Безелянский Ю.Н. — российский публицист, писатель, культуролог и журналист. Книга написана в смешанном жанре: non fiction перемежается детективными и любовными историями. В ней представлены судьбы художников, от Рембрандта до Хоана Миро: тернистый путь к славе, неприятие толпы, гонения властей, любовные потрясения.
Не менее драматичны судьбы картин. Из книги вы узнаете о знаменитых подделках и кражах картин, о сталинских распродажах из Эрмитажа, о судьбе «Мадонны Альба» Рафаэля и «Крика» Эдварда Мунка, о Янтарной комнате и других удивительных событиях в мире живописи. И наверняка вас привлекут краткие биографии самых знаменитых и скандальных художников XX века — Василия Кандинского, Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Марка Шагала и Сальвадора Дали.
Текст щедро снабжен иллюстративным материалом. Обо всём этом и не только в книге «За кулисами шедевров, или Приключения «Венецианской дамы».

Обух А.П. Муха имени Штиглица.М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной,  2019.- 349с.

«Муха» — это Санкт-Петербургская академия имени А.Л. Штиглица, она же — училище имени Веры Мухиной; престижное учебное заведение для художников.
Арина Обух — выпускница «Мухи», художник-график и писатель с особой оптикой: её тексты — это «проза художника», который видит мир иначе.
И в этом мире сосуществуют бомжи и философы, художники и музы, рыбы и кладбищенские копачи, промоутеры и демонстраторы пластических поз, рыбаки и кариатиды… Вместе с ними можно прогуляться по набережной Фонтанки, по качающемуся Цепному — Пантелеймоновскому — мосту, заглянуть в Соляной городок и изостудию Эрмитажа, пройти по Шпалерной, Пестеля, Большой Морской…

Шевалье Т. Девушка с жемчужной сережкой.М.:ЭКСМО; СПб.: Домино, 2011.- 282 с.

Одна из наиболее известных картин нидерландского художника Яна Вермеера. Её часто называют северной или голландской Моной Лизой. Картина подписана «IVMeer», но не датирована.

Картина, много веков считающаяся одной из загадочнейших работ Вермеера Делфтского. Но… в чем заключена загадка простого, на первый взгляд, портрета? Возможно — в истории его создания? Перед вами — история «Девушки с жемчужиной». Вечная — и вечно новая история Художника и его Модели, история Творчества и Трагедии. Возможно, было и не так… Но какое это имеет значение?

Это история одного портрета. История одного художника. История одной любви. История, которая могла произойти — а может быть, и произошла — в старом доме на одной из живописных улочек голландского города Делфта в далеком семнадцатом столетии…
Роман Трейси Шевалье впервые увидел свет в Америке в 1999 году и сразу же стал бестселлером во многих странах мира.