Виртуальный обзор: «У истоков русской скрипичной школы. К 175-летию Леопольда Ауэра»

У истоков русской скрипичной школы.

К 175-летию со дня рождения Л.С. Ауэра.

Фото Леопольда Ауэра.

Русская скрипичная школа по праву считается сильнейшей в мире. А у ее истоков стоял знаменитый музыкант, великолепный скрипач, которого справедливо называют основателем этой школы – Леопольд Ауэр. 175 лет со дня его рождения исполнилось в июне 2020 г. Эта юбилейная дата стала еще одним поводом вспомнить о блестящем исполнителе и педагоге.

Леопольд Семенович Ауэр не только вел активную концертную деятельность, но и был профессором Петербургской консерватории, воспитавшим свыше 300 учеников, среди которых такие мастера мирового класса, как Ефрем Цимбалист, Мирон Полякин, Яша Хейфиц, Миша Эльман и другие. Именно  для него Петр Ильич Чайковский писал свой единственный скрипичный концерт. Кроме того, Ауэру были посвящены скрипичный концерт Глазунова, «Меланхолическая серенада» Чайковского, скрипичные концерты Аренского и «Концертная сюита» Танеева.

А еще скрипач,  хоть и опосредованно, связан с нашим Калужским краем. Вот на этом моменте, прежде чем перейти к его биографии, мы и остановимся. Дело в том, что две дочери музыканта, сначала Зоя, а затем Мария были замужем за одним и тем же человеком – морским офицером Семеном Ивановичем Унковским. А эта фамилия является гордостью калужского краеведения. Семен Иванович, дважды зять Ауэра, был внуком Семена Яковлевича Унковского, знаменитого мореплавателя, соратника и  близкого друга адмирала Лазарева, под командованием которого участвовал в российском кругосветном плавании на шлюпе «Суворов». Он получил в наследство имение Колышево возле Воротынска Перемышльского уезда Калужской губернии, ставшее родовым гнездом Унковских. Семен Яковлевич с 1832 года был директором училищ Калужской губернии, а с 1833-го стал директором Калужской Николаевской мужской гимназии. В 50-х годах  XIX века он являлся калужским губернским предводителем дворянства. Вот за внука этого человека вышли замуж Зоя и Мария Ауэры. Трудно сказать, бывал ли в Колышеве сам Леопольд, но то, что здесь периодически жили его дочери, и то, что он знал о существовании этого уголка Калужского края – не вызывает сомнения.

Родился Леопольд Семенович Ауэр 7 июня 1845 года в маленьком венгерском городке Весприме, в семье очень бедного ремесленника-маляра. Он рано обнаружил музыкальные способности. Будучи ещё четырехлетним ребенком, маршировал, отбивая такт на барабане, впереди войск, возбуждая во время революции 1849 года патриотический энтузиазм в зрителях. А с 14-ти лет как «вундеркинд»-гастролер уже содержал семью. Музыкальное образование Ауэр получил вначале в Пештской, затем, накопив денег, перешел в Венскую консерваторию.

Около 1870 года он получил приглашение в Санкт-Петербургскую консерваторию профессором по классу скрипичной игры и преподавал здесь  вплоть до 1917 г. Более 50 лет Ауэр работал в нашей стране и по праву считается российским исполнителем.

В 1873 году музыкант стал скрипачом при Императорских театрах, а в 1874-м получил звание солиста Его Величества. Спустя 6 он лет занял пост дирижера симфонических концертов придворной певческой капеллы. А еще через год совершил с выдающимся успехом концертное турне по России и Западной Европе.

Как и большинство музыкантов своего времени, он был далек от политики и довольно спокойно относился к отрицательным сторонам российской действительности. Ни Февральской революции 1917-го, ни, тем более, Октябрьской он не понял и не принял. В 1915—1917 годах Ауэр выезжал на летние каникулы в Норвегию, где отдыхал и одновременно работал, окруженный учениками. В 1916 году ему пришлось остаться в Норвегии и на зиму. Здесь его и застала февральская революция. Сперва, получив известия о революционных событиях, он просто хотел переждать их, чтобы вернуться затем в Россию, однако осуществить это ему уже не пришлось. 7 февраля 1918 года он с учениками сел на пароход в Христиании (так раньше назывался Осло), и через 10 дней 73-летний скрипач прибыл в Нью-Йорк. Наличие в Америке большого количества его петербургских воспитанников обеспечило Ауэру быстрый приток новых учеников. И он окунулся в работу, как всегда поглотившую его целиком.

Американский период жизни музыканта плодотворен тем, что именно в это время Ауэр, подводя итоги своей деятельности, написал ряд книг: «Среди музыкантов», «Моя школа игры на скрипке», «Скрипичные шедевры и их интерпретация», «Прогрессивная школа скрипичной игры», «Курс игры в ансамбле» в 4-х тетрадях. Можно лишь поражаться, сколько сделал этот человек на рубеже восьмого и девятого десятков своей жизни!

До конца дней Ауэр сохранял замечательную бодрость, работоспособность, энергию. Его смерть стала для всех неожиданностью. Каждое лето он выезжал в Лошвиц, близ Дрездена. Однажды вечером, выйдя на балкон в легком костюме, он простудился и через несколько дней умер от пневмонии. Это произошло 15 июля 1930 года.

Тело Ауэра было перевезено в США. Отпевание состоялось в православном соборе в Нью-Йорке. В последний путь скрипача сопровождала тысячная толпа, в которой было множество музыкантов.

К сожалению, мы не можем предложить вашему вниманию произведения в исполнении самого Ауэра. Его записей крайне мало, их качество оставляет желать лучшего и не дает представления о мастерстве скрипача. Поэтому музыкальной иллюстрацией послужит выступление одного из учеников маэстро  – великого Яши Хейфица.

Камиль Сен-Санс.

Интродукция и рондо-каприччиозо.