Выставка «Когда оживает камень»

Книжно-иллюстративная выставка «Когда оживает камень» посвящена Международному дню ювелира, который празднуется 31 января, так как именно в январе ювелиры регистрируют свои клейма. Впервые этот праздник учредили на Ташкентском фестивале молодых ювелиров в 2008 г., но идея его создания возникла еще в 2002 г. на фестивале «Золотое кольцо России» в г. Костроме.

Профессия ювелира одна из самых древних — украшать себя люди любили всегда. Родиной ювелирного искусства считается Древняя Греция, где впервые была произведена резьба по камню, появились украшения из драгоценных металлов с самоцветами.

3В экспозицию выставки включены уникальные, полиграфически качественно изданные книги из фондов КОНБ им. В.Г. Белинского, в т.ч. главный труд геохимика, минералога и популяризатора науки, «поэта камня» Александра Евгеньевича Ферсмана (1883-1945): Очерки по истории камня : [в 2 т.] / А.Е. Ферсман. — Москва : Терра — Книжный клуб, 2003. — 302, [1] с. : ил.

Автор в своем двухтомнике раскрывает все многообразие камней в природе и их роль в истории культуры, искусства, техники. На страницах книг романтика восточных легенд о магических свойствах камней переплетается с геохимическими представлениями об их образовании, мыслями о возможности рационального использования. Самоцветы, цветные камни – уникальные явления природы, запасы их ограничены и в большинстве своем невосполнимы. Великолепные иллюстрации дают представление о неповторимой красоте самоцветов и драгоценных камней, о гармонии, созданной прикосновением великих мастеров к прекрасному материалу Земли.

Первый том знакомит читателя с историей камня и ювелирного искусства в России, которая уходит своими корнями в далекое прошлое. В православной традиции покровителями кузнецов и ювелиров на Руси исстари считались святые Косьма и Дамиан. (Праздник в честь их памяти называют кузьминками и отмечают дважды в год — 14 июля и 14 ноября по н. с.).  В сер. XVII века началась добыча русских самоцветов: на Урале были открыты месторождения малахита, в Сибири велась добыча агатов, сердоликов и яшмы. В сер. XIX века в России начали добывать драгоценные камни — алмазы, изумруды, топазы, рубины. Во 2-ой пол. XIX века был основан ювелирный дом Карла Фаберже, который быстро завоевал известность и стал выполнять заказы царской семьи. В ювелирных изделиях Фаберже применялись горный хрусталь, яшма, нефрит, лазурит и различные виды кварцев.

Ювелирный дом Фаберже поставлял свои изделия почти всем императорским и королевским домам Европы, Азии и Африки. В великолепном альбоме Буфа (Буф, Д. Фаберже / Джон Буф. — Москва : Белый город, 2003. — 191 с.: цв. ил.), также включенном в экспозицию, представлены произведения искусства, созданные Петром Карловичем Фаберже и его мастерами. В основе всех работ фирмы лежала идея о том, что для создания ювелирных шедевров ценность материала не должна уступать ценности художественного замысла мастера. Особую уникальность представляла коллекция пасхальных яиц с «секретами».