«Песня, опаленная войной»

Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться своих близких тем, кто оставался у станков и в поле.  

Пожалуй, одну из первых песен Великой Отечественной войны написал Василий Павлович Соловьев-Седой. Вот, как сам композитор вспоминает об этом: «В августе 1941 года вместе с группой композиторов и музыкантов мне пришлось работать на погрузке в Ленинградском порту. Стоял чудесный вечер. Невдалеке на рейде стоял какой-то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и тихая песня. Мы как раз кончили нашу работу и долго слушали, как поют моряки. У меня возникла мысль написать об этом тихом, чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой. Возвратившись из порта, я сел сочинять эту песню…».

vecher_na_reide

Vecher-na-reydeКомпозитор сам придумал начало припева — «Прощай, любимый город!» — и, отталкиваясь от него, стал писать музыку. Через два дня он передал ноты давнему своему другу поэту Александру Чуркину, и тот сложил полный текст «Вечера на рейде».

 В. Соловьев-Седой, стихи А. Чуркина.
Вечер на рейде.

https://youtu.be/a-g8IV582dM

 

 В 1942 году во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным.

temnaya_nochНе теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Темная ночь».

Н. Богословский, стихи В. Агатова.
Темная ночь.

 
Ноябрьским днем 1943 г. в освобожденном Гомеле поэт Евгений Долматовский написал стихотворение «Улицы-дороги», где говорилось о Брянской улице в Орле, Гомельской — в Брянске, Минской — в Гомеле. Стихотворение обрывалось на призыве «Значит, в Минск дорога… Вперёд на Минск!». Один экземпляр стихотворения поэт отправил в редакцию военной газеты, другой — своему давнему соавтору композитору Марку Фрадкину.

berlin

В начале 1944 года Марк Фрадкин положил стихотворение на музыку, включив от себя, но с согласия Долматовского, фразу о Берлине.
А вскоре по радио прозвучала песня «Дорога на Берлин» в исполнении Леонида Утесова. Мелодия удивительно точно соответствовала и стихам, и, главное, тому настроению натиска, наступления, которое вела Красная Армия.

Марк Фрадкин, стихи Евгения Долматовского.
Дорога на Берлин.

 
В 1942 г. в газете «Красная Татария» эвакуированный Михаил Исаковский, не призванный на фронт из-за слабого зрения, публикует стихотворение под названием «В прифронтовом лесу», которое он посвятил своей супруге Лидии. Сам поэт рассказывал о том, как он в тоске по родным местам вспоминал осень, золотой русский лес, звенящую тишину, которую никто не может нарушить. И представлял себе солдат, уставших от войны и отвыкших от тишины.

V_lesu_prifrontovom01Поэт решил отправить свое творение композитору Матвею Блантеру, с которым они давно уже дружно работали и вместе создавали знаменитую «Катюшу». И вот по истечении нескольких месяцев Исаковский слышит свои строки, положенные на музыку, из радиорепродуктора. Самым первым песню «В лесу прифронтовом» исполнил на радио солист Ленинградской филармонии Ефрем Флакс.
Вальсовый ритм, нежная мелодия, избранная композитором для создания песни, призваны были напоминать бойцам о беззаботной мирной жизни, о близких и родных и звать на бой с ненавистным врагом.

Матвей Блантер, стихи Михаила Исаковского.
В лесу прифронтовом.

https://youtu.be/F6EG8uhnzxg

 
Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживленных перекрестков немецкой столицы лихо орудовала флажком юная регулировщица в пилотке. Вдруг послышался цокот копыт. Большинство коней шло без седел. И только на флангах гарцевали молодые конники в кубанках. Это были казаки из кавалерийской части.
Регулировщица четким взмахом флажков и строгим взглядом преградила путь всем машинам и тягачам, и, улыбнувшись молодому казаку, задиристо крикнула:
— Давай, конница! Не задерживай!

kazakiЭту сцену увидел поэт Цезарь Солодарь, который в качестве военного корреспондента присутствовал при подписании капитуляции Германии.
В тот же день Солодарь по пути в Москву в самолете написал стихотворение и, прилетев, отдал Дмитрию и Даниилу Покрассам. А уже вечером композиторы позвонили ему и сказали, что музыка готова. Так что, эту песню, написанную 9 мая 1945 г., надо считать ровесницей Победы. Она как бы завершила долгий и трудный путь, начатый в те суровые дни, когда впервые прозвучала «Священная война», и закончившийся в столице поверженной гитлеровской Германии.

Дмитрий и Даниил Покрассы, стихи Цезаря Солодаря. Казаки в Берлине.

https://youtu.be/3OG2M1Z5xEs