Ангел или демон? Никколо Паганини

Портрет Н. Паганини

27 октября исполняется 240 лет со дня рождения одного из самых загадочных музыкантов в истории – Никколо Паганини. Его личность всегда приковывала внимание публики. Одни видели в нем настоящего гения, другие же мошенника, отказываясь верить в такой необычайный талант. Вся его жизнь окутана тайнами и недомолвками, сопровождавшими его повсюду.

Мрачный гений музыки, Никколо Паганини был труден характером, некрасив собой, очень болезненен. Говорили, что он продал душу дьяволу или практикует сатанизм. Незнакомые с Паганини люди распускали сплетни, в которых он представал сущим негодяем, хотя музыкант всю жизнь занимался благотворительностью. Судьба скрипача была такой же сложной, как и его характер, и первое явно породило второе.

Его отец Антонио Паганини сам с юности мечтал стать знаменитым музыкантом,  но карьеру в музыке сделать он не смог. Все свои амбиции перенес на первенца — но у сына не оказалось ни проблеска музыкального таланта. Жена утешала: якобы ей был сон, что одаренным окажется следующий ребенок. Следующим был Никколо.

Практически все детство мальчик посвятил занятиям на скрипке. Осваивал он инструмент быстро и уже в раннем возрасте исполнял довольно трудные вещи, а еще сочинял, что окончательно вскружило голову его отцу.

Первый концерт будущего виртуоза состоялся в 12 лет, в 1794 году. А вскоре имя Паганини приобрело широкую известность не только в Италии, но и за ее пределами. Большое количество гастрольных концертов и дорогие билеты — все вокруг упрекали Никколо в жадности. А «жадный» скрипач раздавал половину билетов бесплатно — студентам-музыкантам, а часть вырученных денег высылал родственникам и отдавал на благотворительность. Чтобы не тратить лишнего на себя (а значит, больше отдать другим), одежду он покупал у старьевщиков.

В это почти невозможно поверить, но Паганини был потрясающе необразован, что для знаменитого музыканта, каким он стал со временем, было едва простительно: писал с орфографическими ошибками, «плавал» в вопросах истории, хотя нахватался кое-каких знаний, чтобы с грехом пополам поддерживать разговор. Похоже, Никколо даже не заканчивал школу. Однако в музыке среди современников ему не было равных.

Чтобы понять все мастерство Паганини, достаточно знать о нем всего три факта. Однажды на спор он сыграл мелодию на шелковом шнурке от лорнета. В другой раз недоброжелатели перерезали ему все струны на скрипке, оставив, по счастью, одну целой — и он отыграл весь концерт на этой струне так, что зал ничего не заметил. Еще на одном выступлении опоздавший Паганини схватил инструмент, не проверив настройки. Во время самой игры оказалось, что скрипка с роялем аккомпаниатора серьезно расходятся; но этот факт успел заметить только аккомпаниатор. Никколо так быстро перерассчитал каждое свое движение под каждую ноту, что зал опять ничего не заметил.

Далеко не всем известно, что игрой на гитаре этот музыкант владел столь же виртуозно, как и скрипкой. А еще он был выдающимся композитором, хотя до сих пор многие воспринимают его лишь как исполнителя. Уже в возрасте восьми лет юный музыкант создает свою первую сонату. А в начале XIX столетия (1802 – 1817 гг.) были написаны знаменитые каприсы, которые вскоре вошли в концертный репертуар скрипачей, несмотря на то, что создавались они как этюды для совершенствования техники. 

Н. Паганини

Каприс № 24

Паганини умер от туберкулеза в неполные пятьдесят семь лет. Последние месяцы болезни он не выходил из дома и почти не вставал. А после смерти его долго не удавалось предать земле: буквально все в Европе были уверены, что Никколо — сатанист, и, казалось, бедному скрипачу уже не найти покоя — ни один город не соглашался осквернить его останками свою землю.

Согласно завещанию нелюдимого, всех, казалось, ненавидящего желчного Никколо все его скрипки — замечательные, дорогие музыкальные инструменты — отошли нескольким талантливым студентам и… его недругам, тем музыкантам, с которыми они ругали друг друга в глаза и за глаза, но чье мастерство не вызывало у Никколо, видимо, сомнений. Любимую скрипку он подарил родному городу, Генуе; она получила прозвище «Вдовы Паганини». В завещании Никколо также запретил как-либо тратить деньги на похороны: делать их пышными, заказывать реквием… Он всегда предпочитал тратить на других, а не на себя.

Н. Паганини

Кампанелла