Лето хочется оставить в памяти, сохранить в зарисовках и фотографиях. Именно поэтому летом художники выходят на этюды или на пленэр.
Пленэрная живопись — это живопись, созданная на природе. Но это не только пейзажи. Это фигуры людей, дома, животные.
Слово это произошло от французского выражения «plein air», что значит «открытый воздух».
Впервые понятие «пленэрная живопись» появилось в начале XIX века. И раньше художники писали пейзажи, но делали это преимущественно в мастерской.
Еще в нач. 19 в. английский художник Д. Констебл писал пейзажные этюды с натуры, пытаясь передать в них изменения погоды и атмосферы, но картины писались в мастерской.
По-настоящему открыли пленэрную живопись французские импрессионисты (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и др.). В 1891 г. К. Моне вступает на пленэре в соревнование с природой. Он создаёт серию «Тополя» на берегу реки Эпт, работая одновременно на нескольких мольбертах, стремясь запечатлеть оттенки цвета и освещения, непрестанно меняющиеся в зависимости от времени суток и погоды. Художник пишет этюды-картины, состязаясь в скорости с самим светом: хрупкие дрожащие в золотистой утренней дымке и грозно вздымающиеся на фоне всполохов закатного неба деревья.
В России во второй пол. 19 – нач. 20 в. работали на пленэре В. А. Серов, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь и многие др. Левитан запечатлел в картине «Март» радостное пробуждение природы от зимнего сна. На ноздреватом мартовском снегу лежат голубые, сиреневые и лиловые тени. Работая на пленэре, художник увидел и показал зрителям, что в свете яркого солнца тени теряют свой скучный тёмный цвет. Синее весеннее небо и яркое солнце окрашивают их в праздничные тона. Рефлексы (цветные отсветы) отражённого света и цвета проникают в тени сугробов, ложатся нежными бликами на снег возле крыльца.
С кон. 19 в. и до наших дней работа на пленэре лежит в основе обучения начинающих живописцев. Многие художники-пейзажисты по-прежнему создают свои произведения на пленэре.
Изначально пленэры подразумевали только живописную технику, однако эти ограничения давно сдвинуты. Теперь пленэром считается рисование на природе в любой технике, будь то краски, простой карандаш, маркеры, пастель или любой другой материал и даже графический планшет!
На выставке представлены живописные пленэрные работы современных художников, таких как Максим Зеленский, Антон Батов, Ольга Горюнова и другие.