Белла Ахатовна Ахмадулина по праву считается одним из самых ярких поэтов, начинавших свой путь во время «оттепели». Ее творчество стало эпохой в развитии отечественной литературы. И в поэзии, и в жизни она всегда держала высокую планку и не изменяла своим убеждениям. Однажды А. Битов, выступая в Доме литераторов, отметил, что она родилась в год столетия смерти Пушкина, а умерла в год столетия ухода Толстого, этим соответствием определив значительность места Б. Ахмадулиной в русской литературе.
Ее стихи хотя и воспринимались читателями как голос времени, были всегда стихами частного человека и очень личностными. В особенном, одной ей свойственном взгляде на мир, отношения, любовь, искусство, природу и заключена прелесть ее произведений, их оригинальность и сложная простота. Среди поэтов 20 века, наиболее близких ей, критики называли имена Ахматовой и Цветаевой. Это справедливо по духовному, нравственному и человеческому влиянию, которое они оказали на ее творчество. Но, с точки зрения поэтической иерархии, она стоит ближе к Тютчеву, Фету и Пастернаку. Она считала своей миссией подхватить поэтическую эстафету из рук великих предшественников, восстановить связь времен, не дать прерваться цепочке славных традиций отечественной словесности.
Тарусу, этот маленький городок на берегу Оки, где жили и работали Заболоцкий, Паустовский, Борисов-Мусатов, Цветаева, Белла Ахмадулина считала одним из лучших мест на Земле. Она любила ее, называла ее «городом-музой», посвятила ей не одно стихотворение. Ее вдохновляли живописные пейзажи, простые люди. Она писала здесь стихи и здесь же, по ее словам, поняла, что счастье есть. Теперь в городском парке стоит ее памятник, автором которого стал Борис Мессерер.
Такую позу – вполоборота – скульптор выбрал специально, чтобы монумент был хорошо виден и с берега, и с реки. Руки поэта сложены за спиной. Именно так, на вытяжку, Ахмадулина обычно читала стихи. «Она стояла на эстраде с микрофоном, подтянутая, тонюсенькая, бесплотна совершенно и читала свои стихи залу, отдавая себя полностью», – вспоминал Борис Мессерер. Этот образ всегда владел им, признавался художник. Именно Борис Мессерер впервые привез Беллу Ахмадулину в Тарусу, когда после выступлений в защиту Иосифа Бродского ее перестали печатать.
Белла Ахатовна Ахмадулина удостоена многих престижных наград. Она является лауреатом Государственной премии СССР (1989), Государственной премии России (2004), Президентской премии России (1998), независимой премии «Триумф» (1994), международной поэтической премии «Носсиде» (Италия, 1994), Пушкинской премии (Германия, 1994), международной поэтической премии «Брианца» (Италия, 1998), награждена орденами Дружбы народов (1984) и «За заслуги перед Отечеством» III степени (1997) и II степени (2007).
Уважаемые читатели! Книжно-иллюстративная вставка «Давно благодарю я мир…», приуроченная к 85-летию со дня рождения Б.А. Ахмадулиной, находится на 3-ем этаже областной научной библиотеки. Материал, представленный на ней, раскрывает жизненный и творческий путь замечательной русской поэтессы. С экспозицией можно ознакомиться до конца апреля.