Музыка экрана. Продолжение. 1960 – 1980-е годы.

Трудно сказать, стали бы мы продолжать тему киномузыки, если бы не три выпуска сборника «Наше старое кино», которые совсем недавно, в ноябре 2020 года, пополнили нотный фонд отдела музыкальной литературы.

Смотришь содержание этих песенников и, как будто встречаешься с давним добрым другом! Какие чудесные фильмы, какая чудесная в них музыка! Вот «Гусарская баллада» с ее «Давным-давно», а вот «Мальчик-Купидон» из «Не может быть», а это – «Эхо любви» из кинофильма «Судьба». Как же трудно выбрать те, о которых будет идти речь! Но мы попытаемся…

И первый фильм, на котором остановимся, – «Женщины», мелодрама 1965 г. по одноименному рассказу Ирины Велембовской. Эту картину сейчас показывают не очень часто, а тогда, в 1965-м, она стала одним из лидеров кинопроката. О трёх поколениях женщин – работниц мебельной фабрики, об их любви, о радостях и печалях рассказывает этот фильм.

Кроме душевного сюжета картины, прекрасной игры актеров, настроение создают и замечательные песни Яна Френкеля. На нашей музыкальной странице одна из них прозвучит в исполнении автора.

Ян Френкель, стихи Константина Ваншенкина.
Вальс расставания.

Для любителей творчества Михаила Булгакова любая экранизация его произведений – событие. Но самой ранней, и, наверное, самой удачной (это, конечно, субъективно!) стал трехсерийный телевизионный фильм Владимира Басова «Дни Турбиных» по одноименной пьесе Михаила Афанасьевича (авторское переложение для сцены романа «Белая гвардия»), поставленный в 1976 году.

Перед нами проходит история жизни русской офицерской семьи на переломе двух эпох. 1918-1919 годы. В разгаре гражданская война. На Украине — немцы и гетман, а вокруг Киева – петлюровцы. Но уже приближаются к украинской столице войска красных.

Для семьи Турбиных и их друзей это было время мучительных раздумий и решений, время трагических потерь… Вместе с персонажами картины все терзания, сомнения, боль переживает и зритель.

И удивительно органично вписался в канву фильма прекрасный романс о «душистых гроздьях белой акации», написанный в стиле так называемых «белогвардейских романсов».

Вениамин Баснер, стихи Михаила Матусовского.
Романс из телефильма «Дни Турбиных».

80-е годы прошлого века подарили нам немало фильмов, которые мы до сих пор с удовольствием пересматриваем: «Жестокий романс», Гостья из будущего», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Человек с бульвара Капуцинов» и многие другие.

Но мы остановили свой выбор на мелодраме Татьяны Лиозновой «Карнавал», повествующей о провинциальной девушке, пытающейся стать артисткой и, в конце концов, добивающейся своей цели.

Наш выбор на этот фильм пал не только потому, что он очень оптимистичен и заставляет верить в мечту. Есть еще одна причина. Некоторые эпизоды «Карнавала» снимали в Калуге, и кадры из него позволяют вспомнить, каким был наш город в начале 1980-х… А еще потому, что завершает фильм эта жизнеутверждающая песня!

Максим Дунаевский, стихи Роберта Рождественского.
Спасибо, жизнь!