«Я песне отдал все сполна…»

К 100-летию А. Бабаджаняна, Г. Пономаренко, О. Фельцмана.

Так уж получилось, что трое выдающихся советских, российских композиторов-песенников (Арно Бабаджанян, Григорий Пономаренко и Оскар Фельцман) были одногодками, все родились 100 лет назад, в январе – феврале 1921 года. Пройти мимо этих юбилеев мы просто не могли и сегодня хотим вспомнить талантливых музыкантов, подаривших нам прекрасные песни.

Блестящий композитор и прекрасный человек Арно Бабаджанян имел замечательное чувство юмора и был душой компании. Очень любил музыку, друзей, супругу и был верен своим идеалам до конца дней. А сколько создал замечательных песен, которые пели великолепные артисты!

Арно появился на свет 21 января 1921 года в столице Армении. Мальчик рос в интеллигентной семье: отец преподавал математику, а мама русский язык. С раннего детства Арно любил петь, и однажды его пение услышал Арам Хачатурян. Композитору мальчуган пришелся по душе, и он посоветовал родителям записать его в музыкальную школу. В семь лет Бабаджаняна-младшего приняли в группу одаренных детей при Ереванской консерватории. После окончания школы он поступил в консерваторию, а в 1938 году талантливого юношу приняли в училище им. Гнесиных (Москва) на последний курс.

Во время Великой Отечественной войны Арно Арутюнович принимал участие в постройке оборонительных рубежей под Смоленском. Позже музыкант восстановился в консерватории и успешно её окончил.

Свое первое серьезное сочинение «Пионерский марш» Арно написал в 9 лет. Став профессиональным композитором, Бабаджанян создавал сложные классические произведения, но настоящие признание и славу ему принесли песни. Особенно те, которые появились в 1960-х в соавторстве с Робертом Рождественским и сочинялись специально для Муслима Магомаева. «Позови меня», «Благодарю», «Загадай желание», «Свадьба» буквально на следующий день после премьеры становились хитами.

До последних дней Арно Арутюнович вел активный образ жизнь. Даже когда лежал в больнице, умудрялся ездить на концерты и съемки. Композитор совершенно не мог жить без любимого дела и хотел оставаться для всех веселым и энергичным Арно. К сожалению, сердце прекрасного человека и композитора остановилась 11 ноября 1983 года.

За 3 года до смерти Бабаджанян сочинил пьесу, которую посвятил своей жене Терезе. А текст к этой мелодии был написан, когда композитора уже не было в живых. И получился настоящий Гимн любви.

Арно Бабаджанян, стихи Роберта Рождественского.
Ноктюрн.

 

Перу этого композитора принадлежат пять оперетт, «Всенощное бдение» и оратория для смешанного хора, концерты для баяна и пьесы для оркестра народных инструментов. Но нам он известен, прежде всего, как автор песен «Цветет черемуха к похолоданию», «Оренбургский пуховый платок», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая» и многих других. В его творческом арсенале – около 970 сочинений.

Григорий Пономаренко… Уроженец Черниговской области, он родился 2 февраля 1921 года в крестьянской семье. Самостоятельно одолев нотную грамоту, в 6 лет мальчик играл на баяне на всех сельских праздниках. А после переезда семьи в Запорожье, будучи еще школьником, Григорий был принят на работу баянистом в Дом культуры ДнепроГЭСа.

В 1938 г. молодой музыкант переехал в столицу Украины, где успешно совмещал выступления с учебой в Киевской консерватории. За свою жизнь Григорий Федорович не раз менял и место жительства, и место работы. Всю войну прошел в ансамбле песни и пляски погранвойск МВД СССР, играл в Государственном русском народном оркестре им. Н. Осипова, был музыкальным руководителем Государственного Волжского русского народного хора. А в 1973 году переехал в Краснодар, где занимался только композиторским трудом и создал много прекрасных песен.

Григория Федоровича не стало в 1996 году, из-за трагической случайности он погиб в автокатастрофе. Но его замечательные сочинения продолжают звучать и радовать поклонников таланта композитора.

Григорий Пономаренко, стихи Геннадия Колесникова.
Тополя.

 

Уроженец Одессы, остроумный, веселый, музыкальный, талантливый, неунывающий – это все Оскар Борисович Фельцман, чье 100-летие отмечалось 18 февраля 2021 года. С 5 лет он начал обучаться игре на скрипке у известнейшего педагога Петра Столярского, однако вскоре перевелся в класс фортепиано. Талантливому юноше не составило труда стать в 1939 году студентом Московской консерватории. Военные годы музыкант провел в Новосибирске, где в возрасте 20 лет стал секретарем Сибирского отделения Союза композиторов СССР.

С 1945 года и до последних своих дней (до 2013-го) Оскар Борисович жил в Москве и сочинял, сочинял, сочинял… Хотя в консерватории его учили серьезной музыке, и он не думал, что будет заниматься чем-то иным, кроме классики, судьба рассудила по-своему. Он стал одним из самых известных и любимых композиторов-песенников. А всего на его счету около 1500 песен – своеобразный рекорд! Среди них: «Четырнадцать минут до старта», «Ничего не вижу», «Ходит песенка по кругу», «Огромное небо», «Баллада о красках» и другие.

Но ни одна из композиций Фельцмана не была так популярна и не принесла автору столько огорчений, как песня «Ландыши» на стихи Ольги Фадеевой, впервые исполненная Геленой Великановой. В советской прессе это сочинение было признано мещанским, пошлым и идеологически несостоятельным. Сейчас подобная критика выглядит нелепо и смешно. Но тогда, в конце 1950-х, Оскару Борисовичу было не до смеха. Тем не менее, «Ландыши» продолжали звучать с эстрады и всегда на «ура» принимались публикой. А сам композитор, много лет спустя, признавался, что хочет остаться в памяти людей обязательно этой песней.

Оскар Фельцман, стихи Ольги Фадеевой.
Ландыши.